Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю, Уфимцевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0032-01-2019-002120-65 по иску М.Е.С. к Министерству внутренних дел России, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение в собственность по кассационной жалобе представителя М.Е.С. - И.О.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, объяснения М.Е.С, представителя Министерства внутренних дел России, Главного управления Министерства внутренних дел России по Иркутской области - Е.Н.И, установила:
М.Е.С. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России (далее - МВД РФ), Главному управлению Министерства внутренних дел России по Иркутской области (далее - ГУ МВД РФ по ИО) об обязании предоставить жилое помещение в собственность. В обоснование требований истцом указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся сотрудником органов внутренних дел; выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 16 лет 10 месяцев 08 дней.
Истец уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. С ДД.ММ.ГГГГ М.Е.С. установлена II группа инвалидности бессрочно вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
В соответствии с Распоряжением комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД РФ по ИО N от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трёх человек: самого истца, его супруги М.О.М, сына М.А.Е. Общая площадь жилого помещения на семью была установлена в размере 54 кв.м.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25 апреля 2013 г. за М.Е.С. признано право на дополнительную жилую площадь, предоставляемую при расчете размера социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел в размере 15 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ у М.Е.С. родился сын - М.Е.Е, в связи с чем истец имеет право на дополнительную площадь, которая должна быть установлена в размере 87 кв.м. из расчета на четырёх человек.
В настоящее время М.Е.С. с семьей в составе четырёх человек проживает в квартире, предоставленной ему на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области N-п от ДД.ММ.ГГГГ Общая площадь квартиры составляет 34, 6 кв.м, иного жилья семья не имеет.
По результатам обращения истца с заявлением в ГУ МВД РФ по ИО о предоставлении ему и членам его семья жилого помещения в собственность в соответствии с социальными нормами, установленными законодательством Российской Федерации, М.Е.С. было отказано, с чем истец не согласен.
На основании изложенного истец просил обязать ответчика предоставить ему членам его семьи: супруге М.О.М, сыну М.А.Е. сыну М.Е.Е, жилое помещение в собственность в соответствии с социальными нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2019 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 января 2020 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 сентября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя М.Е.С. - И.О.В. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права. Автор жалобы указывает, что действующим законодательством предусмотрены особые меры социальной защиты в виде обеспечения жилыми помещениями такой категории сотрудников внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату, как инвалиды I и II групп. В связи с чем выводы судов о том, что истец имеет возможность реализовать свои жилищные права только в общей очереди, состоящей из сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на единовременную социальную выплату, являются ошибочными.
Участвуя в судебном заседании с помощью средств ВКС, М.Е.С. доводы кассационной жалобы поддержал; представитель МВД РФ, ГУ МВД РФ по ИО - Е.Н.И. против удовлетворения жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение подлежит отмене, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу разъяснений, данных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Согласно пункту 3 того же постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судами установлено, что М.Е.С. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выслуга на день увольнения в календарном исчислении составляет 16 лет 10 месяцев 08 дней. Истец уволен из органов внутренних дел по пункту 3 части 6 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О милиции" (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
Согласно выписке из протокола N заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ; выписке из Распоряжения ГУ МВД РФ по ИО N от ДД.ММ.ГГГГ М.Е.С. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трёх человек (истец, супруга - М.О.М, сын - М.А.Е.); общая площадь жилого помещения на данную семью составляет 54 кв.м.
Из выписки из протокола N заседания комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД РФ по ИО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что М.Е.С. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырёх человек (истец, супруга - М.О.М, сын - М.А.Е, сын - М.Е.Е.). Общая площадь жилого помещения на данную семью составляет 87 кв.м.
Факт того, что М.Е.С. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты с членами своей семьи с ДД.ММ.ГГГГ ответчиками не оспаривался.
Материалами дела также подтверждается, что истцу установлена инвалидность II группы бессрочно. Причина инвалидности: заболевание, полученное в период военной службы.
Судами также установлено, что собственности М.Е.С, М.О.М, М.А.Е. и М.Е.Е. объектов недвижимого имущества не имеется.
Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N-п М.Е.С. с семьей проживает в жилом помещении по адресу: "адрес". Согласно пункту 3.2 договора срок окончания действия договора определен сторонами как ДД.ММ.ГГГГ
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) определено, что данным законом регулируются, в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 4 данного федерального закона, в частности инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ право сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1235 утверждены Правила предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан (далее также - Правила).
В пункте 1 Правил установлено, что они регулируют отношения, связанные с предоставлением жилого помещения в собственность лицам, имеющим в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил жилые помещения, оформленные в установленном порядке в собственность Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), в котором проходят службу сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), предоставляются лицам, указанным в пункте 1 Правил, на основании их заявления о предоставлении жилого помещения в собственность, поданного в Министерство внутренних дел Российской Федерации (его территориальный орган), иной федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в котором проходили службу сотрудники, с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 5 Правил инвалиды I и II групп в том числе представляют копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в их собственности и собственности членов их семей жилых помещений, копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья или иного повреждения здоровья с исполнением служебных обязанностей либо о получении заболевания в период прохождения службы в органах внутренних дел (пункт 5 Правил изложен в редакции, действовавшей на момент обращения истца с соответствующим заявлением).
Пунктом 7 Правил установлено, что решение Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении жилого помещения в собственность лицам, указанным в пункте 1 данных правил, оформляется правовым актом.
Выписка из правового акта, указанного в пункте 7 Правил, заверенная в установленном порядке, выдается (направляется) Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (его территориальным органом), в течение 14 рабочих дней лицу, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения в собственность (пункт 8 Правил).
Из приведенных норм права следует, что гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и состоящий на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, имеющий инвалидность I или II группы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей (военной травмы), либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, имеет право на предоставление ему в собственность жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, оформленного в установленном порядке в собственность Российской Федерации и закрепленного на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), в котором проходят службу сотрудники.
Для реализации данного права такому гражданину необходимо представить в Министерство внутренних дел Российской Федерации (его территориальный орган), иной федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в котором проходят службу сотрудники, заявление о предоставлении жилого помещения в собственность с приложением названных в Правилах документов.
Решение по заявлению о предоставлении жилого помещения в собственность принимается Министром внутренних дел Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, где проходят службу сотрудники, и оформляется правовым актом, выписка из которого, заверенная в установленном порядке, выдается (направляется) гражданину в течение 14 рабочих дней.
Изложенные нормативные положения об обеспечении граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, имеющих инвалидность I или II группы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены к спорным отношениям неправильно. Фактически суды ограничились лишь констатацией наличия у М.Е.С. права на обеспечение жилым помещением, а также указанием на то, что для предоставления жилого помещения сотруднику в собственность требуется наличие соответствующих ассигнований из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем, в том числе на формирование фонда жилых помещений, предоставляемых сотрудникам в собственность.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданином, инвалидом II группы по военной травме, конституционного права на жилище, гарантии реализации которого закреплены в Федеральном законе N 247-ФЗ, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Правилами предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1235, не регламентированы очередность предоставления жилого помещения в собственность, сроки и порядок рассмотрения заявления гражданина о предоставлении ему жилого помещения в собственность в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 247-ФЗ, что исключает правильность суждений судов о возможности обеспечения истца жилым помещением исключительно в общем порядке.
Как неоднократно указывал Конституционной Суд Российской Федерации в своих решениях, право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 г. N 509-О-О, от 25 февраля 2013 г. N 192-О и др.).
Следовательно, само по себе отсутствие в Правилах четкой регламентации механизма реализации гражданином права на предоставление жилого помещения в собственность на основании статьи 5 Федерального закона N 247-ФЗ, обратившимся за его реализацией, не должно приводить к умалению этого права, основой которого является конституционное право гражданина на жилище и создание условий для осуществления права на жилище, в данном случае - гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящего на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, инвалида II группы вследствие военной травмы, не имеющего, как и члены его семьи, жилого помещения на праве собственности и по договору социального найма, не может служить основанием для отказа в защите права.
Действующим процессуальным законом установлено, что суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (абзац второй части 1 статьи 327 ГПК РФ).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Нормативное единство процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению предполагает, что суд апелляционной инстанции должен исправлять допущенные судом первой инстанции нарушения закона при рассмотрении дела, именно в этих целях он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Вместе с тем, из содержания апелляционного определения не следует, что судебной коллегией были устранены нарушения материального закона, допущенные судом первой инстанции.
Поскольку судом второй инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, приведшие к принятию неправильного судебного постановления, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон спора, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная полагает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 января 2020 г. отменить.
Направить гражданское дело по иску М.Е.С. к Министерству внутренних дел России, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение в собственность на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда.
Кассационную жалобу представителя М.Е.С. - И.О.В. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.