N 88-13964/2020
г. Кемерово 4 сентября 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Благодатских Г.В, рассмотрев гражданское дело N 22MS0006-01-2019-006356-73 по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Зацепина Владимира Васильевича к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о взыскании недополученной суммы компенсации, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2020 г.
установил:
Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах Зацепина В.В. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) о взыскании недополученной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги "отопление" за период с апреля 2008 года по июнь 2012 года в размере 1 031 рубль 50 коп.
Исковые требования мотивировал тем, что Зацепин В.В. является ветераном труда Алтайского края и на основании пунктов 3, 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов" имеет право на предоставление мер социальной поддержки. С апреля 2008 года материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальной услуги "отопление". Льгота по оплате коммунальной услуги "отопление" рассчитывалась не из общей площади жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула от 25 ноября 2019 г. исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула, действующего в интересах Зацепина В.В, удовлетворены. С КГКУ УСЗН по городу Барнаулу взыскана сумма недополученной компенсации расходов по оплате коммунальной услуги "отопление" в размере 1 031 рубль 05 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.
Апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2020 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель КГКУ УСЗН по городу Барнаулу Емельянова М.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений первой и апелляционной инстанций ввиду нарушения норм материального права, неверной оценки доказательств. Податель жалобы указал на истечение срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями. Кассатор полагает, что положения части 3 статьи 7 Закона N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", согласно которой суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока, не применимы в данном случае, поскольку регулирует порядок выплаты, а не сроки защиты нарушенного права в судебном порядке.
Прокурором Центрального района г. Барнаула Алтайского края на кассационную жалобу принесены возражения.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривается, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зацепину В.В. на праве собственности принадлежит "данные изъяты" доли в праве собственности на квартиру, расположенную по "адрес"
Зацепин В.В. является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Льгота по отоплению предоставлялась истцу за период, указанный в исковом заявлении, с апреля 2008 года по июнь 2012 года из расчета площади жилого помещения 18 кв.м. (льготная площадь).
Руководствуясь Постановлениями администрации г. Барнаула от 26 декабря 2008 г. N 4397, от 26 января 2010 г. N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24 декабря 2010 г. N 2782, от 27 декабря 2011 г. N 519, процессуальным истцом составлен и представлен в суд расчет, согласно которому недополученная сумма компенсации расходов за заявленный период составила 1 031 рубль 05 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2, 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" исходил из того, что до июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Установив, что ответчик выплачивал Зацепину В.В. компенсацию на оплату коммунальной услуги "отопление" в период с апреля 2008 года по июнь 2012 года не в полном размере, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение мирового судьи, согласился с его выводами и правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов") на территории Алтайского края установлены меры социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24 июля 2012 г.), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50% расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" (далее - Закон Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае") определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 сентября 1997 г. N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 1 сентября 1997 г. по 13 июля 2012 г, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 июня 2012 г. N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14 июня 2012 г, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.
Разрешая спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся доказательства, которым дали правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришли к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правильно пришли к выводу о неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности.
Правоотношения сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, к ним не применяются, а Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" нормы о применении срока исковой давности не содержит.
Кроме того, частью 3 статьей 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных: услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" прямо предусмотрено, что суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Доводы кассатора по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
С учётом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 25 ноября 2019 г. и апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 апреля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" без удовлетворения.
Судья Г.В. Благодатских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.