Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Салтыкова Е.В, Носковой А.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц - связи при содействии Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики административное дело N 3а-26/2019 (УИД N 07OS0000-01-2019-000008-70) по административному исковому заявлению Кушховой Ларисы Хасановны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимого имущества
по апелляционным жалобам Кушховой Ларисы Хасановны и Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Драгунова К.Б. (участвовал посредством видеоконференц-связи), судебная коллегия
установила:
Кушхова Л.Х. обратилась в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" В обоснование требований указала, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает ее права как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика. Ходатайствовала о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. установлена по состоянию на 7 июля 2015 г. кадастровая стоимость:
- здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 559 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 2 693 716 рублей, - здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 149, 50 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в размере его рыночной стоимости 3 682 947 рублей, - здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 944 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 1 430 286 рублей, - навеса с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 979, 80 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 421 730 рублей, - здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 199, 50 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 2 443 503 рублей, - здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 108, 30 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 1 618 442 рублей, - здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 270, 70 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 4 672 503 рублей.
Этим же решением отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении Кушховой Л.Х. срока обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и в удовлетворении административных исковых требований Кушховой Л.Х. об установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 281 914 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в границах земель муниципального образования "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости.
В апелляционной жалобе административный истец Кушхова Л.Х. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и в части отказа в удовлетворении иска об установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере, равном его рыночной стоимости.
Правительством Кабардино-Балкарской Республики в апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду не соответствия положенного в основу выводов суда экспертного заключения требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 г. постановлено апелляционную жалобу Кушховой Л.Х. удовлетворить, решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении Кушховой Л.Х. срока обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Кушховой Л.Х. об установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере, равном его рыночной стоимости. Постановлено восстановить Кушховой Л.Х. срок обращения с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в размере, равном его рыночной стоимости, административное дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу указанных административных исковых требований Кушховой Л.Х. и принятия дополнительного решения, апелляционную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. снять с рассмотрения.
Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 г. апелляционное определение от 24 января 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В кассационном определении указано на обоснованность позиции суда апелляционной инстанции об ошибочности выводов суда первой инстанции о пропуске процессуального срока, при этом, как указано судом кассационной инстанции, указанный процессуальный срок подлежал восстановлению судом, рассматривающим дело. При несогласии с выводами суда первой инстанции в указанной части суд апелляционной инстанции вправе направить дело на новое рассмотрение для разрешения данного вопроса, основания для его восстановления судом апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение в указанной части после этого отсутствовали.
Проверив повторно материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав представителя административного истца, с учетом постановленного кассационного определения судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что с 5 мая 2012 г. на основании договора купли-продажи "данные изъяты" Кушхова Л.Х. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. N 290-ПП утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Кабардино-Балкарской Республики - по состоянию на 1 января 2013 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена в размере 2 486 481, 48 руб, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 февраля 2013 г.
Согласно налоговому уведомлению "данные изъяты" Кушховой Л.Х. произведено начисление земельного налога за 2017 год на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 7 444 руб.
Таким образом, оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца, поскольку административный истец является плательщиком земельного налога.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
С настоящим иском административный истец обратилась в суд 23 января 2019 г, то есть по истечении установленного законом срока.
На момент обращения с административным исковым заявлением в суд и в период его рассмотрения действующими являлись результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, утвержденные Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. N 290-ПП.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения не были учтены вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, что привело к принятию ошибочного решения об отказе в восстановлении процессуального срока и об отказе в удовлетворении административного иска об установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", если суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в удовлетворении административного иска, принятого судом первой инстанции в предварительном судебном заседании (часть 5 статьи 138 КАС РФ) или в судебном заседании в связи с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал фактических обстоятельств дела (пункт 3 статьи 309 КАС РФ).
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о незаконности принятого решения об отказе в восстановлении процессуального срока и отказе в удовлетворении административных требований в данной части, при том, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела в отношении земельного участка не устанавливались, не исследовались, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.