Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бутковой Н.А, судей Белоногого А.В. и Пластинина И.В, с участием прокурора Капсамун И.С, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-109/2020 по апелляционным жалобам Совета депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 1 июня 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Петуховой Т.М. о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 6 декабря 2012 года N266 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного истца Зарубиной А.А, возражавшей против доводов жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
6 декабря 2012 года Советом депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области принято решение N266 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области (далее Правила).
На основании приказа N22, принятого 24 мая 2017 года Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, внесены изменения в указанные Правила, которыми, среди прочего, изменена территориальная зона в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
5 октября 2017 года Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области принято решением N56, которым внесены изменения в Правила в части содержания статей 39.1 и 39.13.4.
Петухова Т.М. обратилась в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующими Правила землепользования и застройки в части описания ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в зоне Н-3, в отношении санитарно-защитной зоны со стороны ул.Красноармейская, ссылаясь на то, что распространение санитарно-защитной зоны размером 1 000 м от границы предприятия ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером "адрес", расположенный по адресу: "адрес", на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, является необоснованным и нарушающим её права.
Решением Ленинградского областного суда от 1 июня 2020 года административное исковое заявление Петуховой Т.М. удовлетворено: суд признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 6 декабря 2012 года N266 "Об утверждении Правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области" в части установления санитарно-защитной зоны предприятий Н-3 в границах земельного участка по адресу: "адрес".
В апелляционных жалобах административные ответчики, Совет депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области, Администрация муниципального образования Выборгский район Ленинградской области, просят решение Ленинградского областного суда от 1 июня 2020 года отменить и принять новое судебное постановление, которым в удовлетворении административного искового заявления Петуховой Т.М. отказать (том 2, л.д.219-221).
Относительно апелляционных жалоб административным истцом Петуховой Т.М. (том 2, л.д.240-241), участвующим в деле прокурором (том 2, л.д.242-243) представлены возражения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на них, выслушав объяснения представителя истца и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Пунктом 3 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение правил землепользования и застройки поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. Правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Суд, руководствуясь приведёнными правовыми нормами, оценив представленные в материалы дела доказательства соблюдения процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, пришёл к правильному выводу об их соблюдении.
Материалами дела подтверждено, что Советом депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области соблюдён обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации: 2 июля 2012 года опубликовано постановление Администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области от 29 июня 2012 года N4328 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Выборгский район" (том 1, л.д.204); 16 августа 2012 года принято постановление N13 о проведении публичных слушаний, которое опубликовано в эту же дату в периодическом издании (газете) "Выборг" (том 1, л.д.197); 4 сентября 2012 года в этом же периодическом издании опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний (том 1, л.д.198-199), которые проведены 17 октября 2012 года и по результатам которых 16 ноября 2012 года опубликовано заключение.
В то же время, административный иск Петуховой Т.М. удовлетворён судом по основанию несоответствия оспариваемых Правил землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны предприятий Н-3 в границах земельного участка по адресу: "адрес", нормам, имеющим большую юридическую силу (на дату принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки).
Оснований ставить под сомнение указанный вывод суда, положенный в основу удовлетворения иска, судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела подтверждается принадлежность административному истцу жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес" (том 1, л.д.12-15).
В ответ на обращение Петуховой Т.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью N кв.м под жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, письмом от 16 июля 2019 года N5756 Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области сообщил, что в удовлетворении заявления отказано; ссылаясь на пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемые Правила, Комитет указал, что в соответствии с режимом использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории санитарно-защитной зоны (ЦБК) не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома (том 1, л.д.11).
Как следует из ответа ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" на судебный запрос, оформленного письмом от 19 февраля 2020 года N285, ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" - вновь созданное юридическое лицо, зарегистрированное 16 августа 2011 года, и не является правопреемником ЦБК и ОАО "Выборгская целлюлоза"; размер санитарно-защитной зоны на ООО "ВЛК", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Советский. ул.Заводская, д.2, на текущую дату не установлен; проект санитарно-защитной зоны ООО "ВЛК" находится в разработке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (том 2, л.д.18).
Согласно ответу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в г.Москве, датированному 1 апреля 2020 года N, санитарно-защитная зона в отношении ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", расположенного по адресу: "адрес", не устанавливалась (том 2, л.д.183).
Из письменного отзыва на иск от ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" от 31 марта 2020 года N451 следует, что ООО "ВЛК" в сентябре 2019 года направило проект обоснования расчётной санитарно-защитной зоны на утверждение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в г.Москве; 24 декабря 2019 года Роспотребнадзор отказал в установлении размеров санитарно-защитной зоны для ООО "ВЛК"; на текущую дату ООО "ВЛК" устраняет замечания, послужившие основанием для отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны, то есть границы санитарно-защитной зоны ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" не установлены (том 2, л.д.172).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий населённых пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 8 статьи 1, пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьёй 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее СанПиН), который устанавливает требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учётом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Таким образом, уполномоченным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать санитарно-защитные зоны промышленных предприятий в Правилах землепользования и застройки муниципального образования исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в зависимости от класса опасности промышленных объектов и производств при наличии соответствующего проекта обоснования, с учётом результатов соответствующим образом проведённых исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200; при этом не предоставлено право на отображение в таких Правилах санитарно-защитных зон, закреплённых санитарной классификацией, но не утверждённых в установленном порядке и в отсутствие разработанного проекта таких зон.
Иными словами, действующее законодательство допускает отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон только после установления их уполномоченным органом.
Судом установлено, что на карте зон с особыми условиями использования территорий по экологическим требованиям, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам г.п. Советский отражена санитарно-защитная зона в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (том 2, л.д.131-133).
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информацию Роспотребнадзора о том, что санитарно-эпидемиологические заключения в части установления санитарно-защитной зоны предприятия в районе земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, не выдавались; установив факт отсутствия постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-защитной зоны для объекта производства (промышленного предприятия), относящегося к I классу опасности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для отображения санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка в оспариваемых Правилах землепользования и застройки.
Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых норм федерального законодательства, Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что отображение на картах Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утверждённой в установленном порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, противоречит актам большей юридической силы.
Доводы апелляционных жалоб не содержат ссылок на наличие оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
Несогласие административных ответчиков с произведённой судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств не может повлечь отмену принятого по делу судебного акта, постановленного при соблюдении правил такой оценки, установленных статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционных жалоб, повторяющим позицию административных ответчиков, изложенную в суде первой инстанции, и основанную на ином толковании норм материального права, а также сводящуюся к несогласию с произведённой судом оценкой доказательств, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 1 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов муниципального образования Советское городское поселение Выборгского района Ленинградской области, Администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствующий суд через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.