Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.
судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Костине Ф.В, с участием прокурора Бердинских С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-46/2020 по апелляционной жалобе Черепанова А.К. на решение Тюменского областного суда от 4 августа 2020 года об отказе в удовлетворении его административного иска об отмене решения Окружной избирательной комиссии Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа N 17 от 20 июля 2020 года N 17 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу N 17 Черепанову Александру Киприяновичу" и решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года N 114/541-6 "О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Черепанова А.К. (от 23.07.2020, вх. N зг-1184)".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи: Черепанова А.К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Окружной избирательной комиссии Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа N 17 Прокопьева Д.В. и представителя Избирательной комиссии Тюменской области Шадрина Н.Г, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года N 105/488-6 на 13 сентября 2020 года назначены дополнительные выборы депутата Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу N 17.
Решением Окружной избирательной комиссии Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа N 17 от 20 июля 2020 года N 17 Черепанову А.К, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по указанному избирательному округу на основании подпунктов "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктов "г.1", "д" части 7 статьи 42 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Решением Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года N 114/541-6 "О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 Черепанова А.К. (от 23.07.2020, вх. N зг-1184)" Черепанову А.К. отказано в удовлетворении жалобы на решение Окружной избирательной комиссии Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа N 17 от 20 июля 2020 года N 17, решение Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года N 105/494-6 "Об образце заполнения подписного листа в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва" и на нарушения, допущенные избирательной комиссией в ходе проверки подписных листов.
Черепанов А.К. обратился в Тюменский областной суд с административным иском об оспаривании вышеуказанных решений избирательных комиссий.
В обоснование административного иска Черепанов А.К. ссылался на то, что избирательной комиссией нарушена процедура проверки подписей избирателей, поскольку о её проведении он не был извещён, избирательная комиссия, оцифровав подписные листы, допустила утечку персональных данных избирателей, не ознакомила его со всеми документами, на основании которых ему было отказано в регистрации, несвоевременно довела до сведения порядок заверения списков лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей. Полагая незаконным решение Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года N 114/541-6, Черепанов А.К также указал на несоответствие формы подписного листа, утверждённой решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года N 105/494-6 "Об образце заполнения подписного листа в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва" форме, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", повлекшее необходимость повторного сбора подписей избирателей.
Решением Тюменского областного суда от 4 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Черепанов А.К. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в случаях, когда для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (подпункт "г.1" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" того же пункта).
Аналогичные положения содержатся в пунктах "г.1", "д" части 7 статьи 42 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", часть 3 статьи 31 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области).
В соответствии с частью 1.1 статьи 38 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области на выборах депутатов Тюменской областной Думы количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года N 105/491-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 17 на дополнительных выборах депутата Тюменской областной Думы шестого созыва, - 3306, и их максимальное количество - 3636.
Решением Окружной избирательной комиссии Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного органа N 17 от 10 июля 2020 года N 11/2 создана рабочая группа по проведению проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Пунктом 2 решения установлено, что проверке подлежат все представленные кандидатами в депутаты подписи в поддержку кандидатов в депутаты.
Судом достоверно установлено, что в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу Черепанов А.К. представил 747 подписных листов с 3636 подписями избирателей в свою поддержку, все подписи проверены избирательной комиссией.
В результате проведённой проверки 700 подписей избирателей признаны недействительными, из них:
386 подписей признаны недействительными ввиду указания в подписном листе сведений об избирателях, не соответствующих действительности (пункт "в" части 9 статьи 41 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области);
1 подпись признана недействительной ввиду наличия исправлений в сведениях об избирателе, соответствующих этой подписи (пункт "ж" части 9 статьи 41 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области);
311 подписей признаны недействительными ввиду отсутствия в подписном листе даты заверения или подписи о заверении листов лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом; ввиду наличия неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей; ввиду того, что сведения о лице, осуществляющем сбор подписей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (пункт "з" части 9 статьи 41 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области);
2 подписи признаны недействительными ввиду наличия нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (части 7 статьи 41 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области).
Поскольку недействительными признаны 700 подписей избирателей, что составляет 19, 25 % от общего количества подписей, отобранных для проверки, а так же так как Черепановым А.К. представлено 2936 достоверных подписей избирателей, что недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты, избирательная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для отказа Черепанову А.К. в регистрации кандидатом в депутаты, предусмотренных подпунктами "г.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами "г.1", "д" части 7 статьи 42 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции проверил подписи избирателей, признанные избирательной комиссией недействительными, и пришёл к выводу, что 17 подписей признаны недействительными необоснованно.
Суд первой инстанции установив, что количество выявленных недействительных подписей избирателей (683) составляет более 5 % (18.78%) от числа подписей, отобранных для проверки, пришёл к выводу о том, что избирательная комиссия верно отказала Черепанову А.К. в регистрации кандидатом в депутаты Тюменской областной Думы по указанному основанию.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом, поскольку в соответствии с региональным законодательством проверке подлежали все представленные подписи избирателей, в то время как правовая норма подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежит применению в случае проведения выборочной проверки подписных листов.
Однако указанное обстоятельство не может повлечь отмену по существу правильного судебного акта.
С учётом признания недействительными 683 подписей избирателей, количество подписей, не признанных таковыми, составило 2953 подписи (3636 - 683), что менее 3306 ? необходимого количества достоверных подписей избирателей.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у избирательной комиссии имелись законные основания для отказа в регистрации Черепанова А.К. кандидатом в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных избирательной комиссией нарушениях при проведении проверки подписей избирателей судебной коллегией отклоняются, так как не могут повлиять на правильность выводов суда о правомерности отказа в регистрации Черепанова А.К. кандидатом в депутаты ввиду представления им недостаточного количества достоверных подписей избирателей, что установлено судом по результатам проведенной им в порядке, установленном пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", повторной проверки подписей избирателей, признанных недействительными избирательной комиссией.
Доводы Черепанова А.К. о соответствии сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, действительности в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения. Положенное в основу данных доводов утверждение Черепанова А.К. о том, что информация об избирателях, предоставленная избирательной комиссии УМВД России по г. Тюмени, является недостоверной, судебная коллегия полагает не состоятельным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных сведений, не представлены они и с апелляционной жалобой. Более того, Черепанов А.К. в апелляционной жалобе не указал номера листов и строк подписных листов, содержащих подписи избирателей, которые, по его мнению, неправомерно признаны недействительными на основании письма УМВД России по г. Тюмени от 16 июля 2020 года N 91/26-604, содержащего сведения об избирателях.
При таких обстоятельствах не имеется снований и для признания незаконным решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года N 114/541-6 в части отказа в удовлетворении жалобы Черепанова А.К. на нарушение процедуры проверки подписных листов и на решение окружной избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты.
В части отказа в удовлетворении жалобы на решение Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года N 105/494-6 "Об образце заполнения подписного листа в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва", решение Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года N 114/541-6, как обоснованно констатировал суд первой инстанции, принято избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в пределах компетенции и при правильном применении положений пункта 8 статьи 37 того же закона.
Поскольку при рассмотрении дела суд не допустил нарушений норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное, неправильное истолкование норм материального права, не могут служить поводом к отмене такого решения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 4 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черепанова А.К. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.