Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и
Пластинина И.В, с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Костине Ф.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-129/2020 по апелляционной жалобе Клочкова А.С. на решение Курганского областного суда от 7 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 16 - Макушинский от 24 июля 2020 года N 4/10 "Об отказе Клочкову Александру Сергеевичу в регистрации кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 - Макушинский".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения административного истца Клочкова А.С. и его представителя Аксельрод М.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N16 - Макушинский Подберезных Т.В, представителя заинтересованного лица Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Вяткина Р.В, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Курганской области Скиндерева Р.В, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Курганской областной Думы от 10 июня 2020 года N 287 выборы депутатов Курганской областной Думы седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 16 - Макушинский (далее также - ОИК N 16 - Макушинский; избирательная комиссия) от 24 июля 2020 года N 4/10 Клочкову А.С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва.
Клочков А.С. обратился в Курганский областной суд с административным иском о признании незаконным вышеуказанного решения окружной избирательной комиссии.
В обоснование административного иска Клочков А.С. указал, что выдвинут кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Курганской области. Оспариваемым решением отказано в его регистрации кандидатом в депутаты по мотиву того, что он является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия". Административный истец полагает, что предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации у избирательной комиссии не имелось, поскольку его членство в политической партии "Справедливая Россия" прекращает членство в партии "Единая Россия". Кроме того, в апреле 2014 года им было подано в местное отделение партии "Единая Россия" в Макушинском районе Курганской области заявление о выходе из вышеуказанной политической партии. Клочков А.С. также указывает, что оспариваемое решение не содержит подписей председателя и секретаря комиссии, что влечет его недействительность.
Решением Курганского областного суда от 7 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Клочков А.С. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 данного федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, к числу которых относится несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены подпунктом "б" пункта 23 статьи 16 Закона Курганской области от 6 июня 2003 года N 311 "О выборах депутатов Курганской областной Думы".
Статьёй 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий (пункт 3.1).
Из материалов следует, что 9 июля 2020 года Клочков А.С. представил в ОИК N 16 - Макушинский заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 - Макушинский от избирательного объединения Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Курганской области, представив, вместе с иными документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", необходимыми для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, решение Президиума Центрального совета политической партии "Справедливая Россия" от 3 июля 2020 года о согласовании и выписку из протокола 2-го этапа Конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Курганской области от 4 июля 2020 года о выдвижении его кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва по вышеуказанному одномандатному избирательному округу, а также уведомление о выдвижении и копию свидетельства о государственной регистрации названного избирательного объединения.
В ОИК N 16 -Макушинский 22 июля 2020 года поступила информация Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" за подписью руководителя регионального исполнительного комитета данного регионального отделения Вяткина Р.В, в которой указано, что Клочков А.С. является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия" с 26 апреля 2006 года, заявлений о выходе из партии данного лица не поступало, статус члена партии подтверждается.
На основании данной информации и положений пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", подпункта "б" пункта 23 статьи 16 Закона Курганской области от 6 июня 2003 года N 311 "О выборах депутатов Курганской областной Думы" избирательная комиссия приняла обжалуемое решение.
Проверяя обоснованность заявленных требований и установив, что Клочков А.С. на основании личного заявления от 25 апреля 2006 года принят в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия", является ее членом, что подтверждается информацией руководителя регионального исполнительного комитета регионального отделения Вяткина Р.В. от 22 августа 2019 года, объяснениями данного лица в судебном заседании, сведениями из Единого реестра членов партии, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности выдвижения избирательным объединением Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Курганской области Клочкова А.С. в качестве кандидата в депутаты и наличии у избирательной комиссии предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Курганской областной Думы седьмого созыва.
Довод административного иска о прекращении членства Клочкова А.С. во Всероссийской политической партии "Единая Россия" в связи со вступлением в политическую партию "Справедливая Россия" правильно признан судом не основанным на нормах действующего законодательства.
Право граждан Российской Федерации беспрепятственно выходить из политических партий установлено статьей 2 Федерального закона 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
В силу предписания, содержащегося в статье 21 названного Федерального закона, условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии (подпункт "в" пункта 2).
Следовательно, членство в политической партии может быть прекращено в порядке, установленном уставом этой партии.
Согласно пунктам 4.3.1 и 4.3.7 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из партии уполномоченным органом, а в случае добровольного выхода из партии - со дня регистрации соответствующего письменного заявления гражданина.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным утверждение административного истца о том, что он не является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Клочков А.С. до его выдвижения кандидатом в установленном Уставом Всероссийской политической партии "Единая Россия" порядке обращался с заявлением о выходе из партии, не представлено.
Снятие административного истца с учета в Курганском местном отделении Всероссийской политической партии "Единая Россия" в марте 2014 года в связи с изменением места жительства и не постановка его на партийный учет по новому месту жительства исходя из положений пункта 4.1.4.3 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" и пункта 2.5.4 Положения об учете членов Всероссийской политической партии "Единая Россия", утвержденного решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 15 апреля 2009 года, не влечет автоматического прекращение членства в партии. Согласно объяснениям представителя Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в заседании суда апелляционной инстанции решение об исключении Клочкова А.С. из партии в связи с не постановкой на партийный учет по новому месту жительства не принималось.
Оценивая представленный административным истцом ответ на его обращение от 29 июля 2020 года руководителя регионального исполнительного комитета регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Вяткина Р.В. от 30 июля 2020 года, суд первой инстанции обоснованно признал его не опровергающим сохраняющееся членство Клочкова А.С. в партии "Единая Россия" исходя из общего содержания данного ответа, смысла и согласованности с ранее представленной в ОИК N 16 - Макушинский информацией. Факт наличия в ответе от 30 июля 2020 года опечатки в виде пропуска частицы "не" при ответе на вопрос о подаче Клочковым А.С. заявления о выходе из партии подтвержден автором данного ответа - представителем Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Вяткиным Р.В. - при даче объяснений в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы полномочия Вяткина Р.В. на представление интересов Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" подтверждены имеющимися в материалах дела: доверенностью от 6 августа 2020 года N РИК/1-302, выданной секретарем данного регионального отделения, копиями диплома о высшем юридическом образовании и удостоверения руководителя исполнительного комитета.
Поскольку из положений пункта 13.10.5 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия", пунктов 3.1.6, пунктов 10.1.2 и 10.3.5 Положения о региональном исполнительном комитете регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", утвержденного Президиумом Генерального совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 1 марта 2019 года, к полномочиям регионального исполнительного комитета отнесена организация и ведение регионального учёта членов партии на основании Единого реестра партии, подготовка и представление соответствующих документов (сведений), а к полномочиям руководителя этого комитета подписание документов, относящихся к компетенции регионального исполнительного комитета и обеспечение осуществления на территории субъекта Российской Федерации текущей деятельности партии и ее регионального отделения, у избирательной комиссии отсутствовали основания не учитывать при принятии оспариваемого решения поступившую 22 июля 2020 года информацию о принадлежности к Всероссийской политической партии "Единая Россия" Клочкова А.С, подписанную руководителем исполнительного комитета Курганского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Вяткиным Р.В.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у избирательной комиссии права на проведение проверки партийной принадлежности кандидата противоречит положениям пункта 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 19 статьи 16 Закона Курганской области от 6 июня 2003 года N 311 "О выборах депутатов Курганской областной Думы", в связи с чем не может быть принят во внимание.
В решении суд первой инстанции также верно указал, что особенности заверения копии оспариваемого решения избирательной комиссии, выданной административному истцу, основанием для признания его незаконным являться не могут.
Ссылка в апелляционной жалобе на допущенное судом нарушение процессуальных прав административного истца в виде отказа в удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в судебном заседании для ознакомления с отзывом на административный иск административного ответчика не относится к числу существенных нарушений процессуального закона, влекущих отмену судебного акта. В апелляционной жалобе её податель не мотивирует, какие доводы он лишен был возможности привести и какие доказательства представить в связи с неудовлетворением данного ходатайства.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клочкова А.С. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.