Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Ивановой Е.В. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии N 8 Городского округа "Город Хабаровск" N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года, решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 7 октября 2019 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении Ивановой Елены Владимировны, у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии N 8 городского округа "Город Хабаровск" N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года Иванова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 7 октября 2019 года постановление административной комиссии N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года изменено, действия Ивановой Е.В. переквалифицированы на часть 1 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях с назначением ей административного наказания в виде предупреждения. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Ивановой Е.В. без удовлетворения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2019 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба председателя административной комиссии N 8 Городского округа "Город Хабаровск" Жуковой О.В. без удовлетворения.
В жалобе Иванова Е.В. просит постановление административной комиссии N 8 Городского округа "Город Хабаровск" N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года и вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями при рассмотрении дела административной комиссией.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий соответствующего поселения, городского округа, указанных в приложении к настоящему Кодексу.
Решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 года N 677 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правила благоустройства).
Настоящие Правила благоустройства обязательны для исполнения при содержании территорий, проектировании и размещении объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории для всех физических, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в городском округе "Город Хабаровск" (пункт 1.1 Правил благоустройства).
Подпунктом 4 пункта 4.4.2.5 Правил благоустройства определено, что на территории города Хабаровска запрещается производить действия, создающие возникновение угрозы причинения вреда, причинение вреда зеленым насаждениям, почвенно-растительному слою.
За нарушение требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 4.4.2.5 Правил благоустройства установлена административная ответственность по части 1 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении 29 ноября 2018 года в 10 часов 11 минут по адресу: "адрес" водитель транспортного средства марки "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком "данные изъяты", собственником которого является Иванова Е.В, в нарушение подпункта 4 пункта 4.4.2.5 Правил благоустройства разместил автомобиль на территории, занятой зелеными насаждениями (травой), чем произвел действия, создающие возникновение угрозы причинения вреда зеленым насаждениям, почвенно-растительному слою.
Согласно постановлению административной комиссии N 8 городского округа "Город Хабаровск" N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года указанное административное правонарушение зафиксировано при помощи специального технического средства - ПАК "ДОЗОР-МП", (N): 118-006-196, сертификат (N):8/2017-33, поверка действительна до: 15 августа 2019 года, свидетельство об утверждении типа средств измерений: RU.C.27.556.A N 60738 от 7 декабря 2015 года, срок действия свидетельства: 25 ноября 2020 года.
На основании данных, полученных в результате работы названного комплекса, Иванова Е.В. привлечена к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями не учтено следующее.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 данного Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 указанного Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что ПАК "ДОЗОР-МП" является программно-аппаратным комплексом измерения времени и координат с фото- и видеофиксацией.
Вместе с тем в нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ судебными инстанциями должным образом не проверено, относится ли ПАК "ДОЗОР-МП" к специальным техническим средствам (как указано в постановлении административной комиссии), имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также не установлено, функционировал ли этот комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора).
Следует отметить, что допрошенный судьей районного суда в качестве свидетеля заведующий сектором автоматической фото- и видеофиксации нарушений в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска Ковальчук Д.Д. показал, что техническое средство ПАК "ДОЗОР-МП" перемещается человеком по маршруту расположения благоустроенных территорий. После фиксации административных правонарушений информация из названного комплекса переносится в зашифрованном виде в программный комплекс, с помощью которого в автоматическом режиме формируются постановления о назначении административного наказания.
При рассмотрении настоящего дела Иванова Е.В. приводила доводы о том, что названный выше комплекс не является техническим средством, работающим в автоматическом режиме, однако в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ соответствующие доводы нижестоящими судебными инстанциями опровергнуты не были.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление (часть 5 статьи 29.10 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13, 29, 31, 34, 35, 35.2, 35.4, 37.1, 37.2, 45.1. настоящего Кодекса (за исключением дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Хабаровского края "Об административных комиссиях в Хабаровском крае" от 24 сентября 2008 года N 207 председатель административной комиссии подписывает постановления, определения и представления административной комиссии, протоколы заседаний административной комиссии;
Частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела постановлению о назначении административного наказания Ивановой Е.В. N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года председателем административной комиссии N 8 городского округа "Город Хабаровск" являлась Жукова О.В, данный документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, серийный номер сертификата ключа электронной подписи: 1D37ED131FE4B79CE9116D1F7201E1CC, удостоверяющий центр: ООО "МАСКОМ-ТЕХЛАЙН", МАСКОМ Восток, Хабаровск (л.д. 15).
При этом в ходе производства по делу об административном правонарушении нижестоящими судебными инстанциями в нарушение требований части 6 статьи 29.10 КоАП РФ не установлен факт принадлежности усиленной квалифицированной электронной подписи председателю административной комиссии N 8 Городского округа "Город Хабаровск" Жуковой О.В, в связи с чем установить подписано ли постановление N 08/2843А/2019 от 28 января 2019 года уполномоченным на то должностным лицом, не представляется возможным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В связи с изложенным, решение судьи Индустриального районного суда города Хабаровска от 7 октября 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2019 года подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Индустриального районного суда города Хабаровска.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, учтя при этом разъяснения, содержащиеся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Индустриального районного суда г. Хабаровска от 7 октября 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении Ивановой Елены Владимировны отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд города Хабаровска.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.