Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Приморскому краю Масляковой Т.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению ГСК "Лесное" к Управлению Росреестра по Приморскому краю об оспаривании отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Приморскому краю Норкиной А.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Кондратюка А.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаражно-строительный кооператив "Лесное" обратился во Фрунзенский районный суд г. Владивостока с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Приморскому краю об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 2, 6 га в районе подстанции " "данные изъяты"" г. Владивостока, и возложении обязанности повторного рассмотрения заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ГСК "Лесное" создан на основании решения исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Владивостокского городского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N ГСК "Лесное" предоставлен во временное пользование сроком на 3 года земельный участок площадью 2, 6 га в районе подстанции " "данные изъяты"". На основании указанного решения между администрацией г. Владивостока и ГСК "Лесное" заключен договор аренды земельного участка площадью 21 920 кв.м. в районе подстанции " "данные изъяты"" сроком на 3 года для размещения металлических гаражей. Договор аренды земельного участка зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ за номером N.
ДД.ММ.ГГГГ ГСК "Лесное" подано в Управление Росреестра по Приморскому краю заявление о государственном кадастровом учете земельного участка, предоставленного кооперативу, к которому были приложены документы, подтверждающие ранее осуществленный кадастровый учет. Решением управления от ДД.ММ.ГГГГ N ГСК "Лесное" отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на том основании, что представленные документы не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательством порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок.
Административный истец с указанным решением не согласился, считает его незаконным, поскольку в государственный орган были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие ранее учтенного объекта. Отказ управления нарушает законные интересы членов ГСК "Лесное", так как делает невозможным дальнейшее использование и эксплуатацию членами кооператива принадлежащих им гаражных боксов, а также свидетельствует об отсутствии каких-либо прав на земельный участок, находящихся под гаражами.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ГСК "Лесное" отставлено без удовлетворения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Приморскому краю является законным и обоснованным, поскольку ГСК "Лесное" не представлены правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, срок действия ранее заключенного договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ истек, сведения о продлении договора аренды отсутствуют.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Фрунзенскогого районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым требования ГСК "Лесное" удовлетворены, решение Управления Росреестра по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ГСК "Лесное" о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Удовлетворяя заявленные ГСК "Лесное" требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ после истечения его срока считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, соответственно, представленные заявителем в орган регистрации документы подтверждают ранее осуществленный государственный учет земельного участка площадью 21920 кв.м, расположенного в районе подстанции " "данные изъяты"" в г. Владивостоке.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Управления Росреестра по Приморскому краю Масляковой Т.С. через Фрунзенский районный суд г. Владивостока подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представителем административного ответчика ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие оснований для внесения в ЕГРН сведений о заявленном ГСК "Лесное" земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку представленное удостоверение на право временного пользования землей не является правоустанавливающим документом по смыслу действовавшей на тот период времени статьи 31 Земельного кодекса РСФСР и не соответствует форме государственного акта, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493, а срок аренды земельного участка на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ считается истекшим.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенного по делу законного и обоснованного судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 69 указанного Федерального закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
По правилам части 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В части 5 указанной нормы установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Случаи отказа органом регистрации прав во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости установлены частью 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, а именно, если: имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела, решением президиума Владивостокского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N исполнительному комитету Советского районного Совета народных депутатов согласовано выделение земельного участка под временную установку металлических гаражей в районе подстанции " "данные изъяты"".
На основании решения исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 15 мая 1991 года N 280 создан гаражно-строительный кооператив "Лесное" в количестве 370 боксов.
По решению Владивостокского городского исполнительного комитета от 5 ноября 1991 года N 673 во временное пользование сроком на 3 года ГСК "Лесное" под строительство кооператива предоставлен земельный участок площадью 2, 6 га, в районе подстанции " "данные изъяты"". Во исполнение данного решения между администрацией г. Владивостока и ГСК "Лесное" заключен договор аренды земельного участка площадью 21 920 кв.м. в районе подстанции " "данные изъяты"" сроком на 3 года для размещения металлических гаражей. Договор аренды земельного участка зарегистрирован Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ за номером N.
ДД.ММ.ГГГГ ГСК "Лесное" обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, находящегося в пользовании ГСК "Лесное", представив в качестве основания для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости удостоверение на право временного пользования землей, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, архивную выписку от ДД.ММ.ГГГГ из решения Владивостокского горисполкома от 5 ноября 1991 года N 673 "Об отводе земельных участков под строительство", решение президиума Владивостокского городского Совета народных депутатов от 8 февраля 1991 года N 36 "О согласовании земельных участков под проектирование".
Рассмотрев заявление и представленные документы, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Приморскому краю принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с тем, что представленные ГСК "Лесное" документы не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательством порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13, 14, 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и установив, что представленные ГСК "Лесное" для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости документы подтверждают наличие у гаражно-строительного кооператива права пользования земельным участком площадью 21920 кв.м. в районе подстанции " "данные изъяты"" в г. Владивостоке, пришел к выводу об отсутствии у органа регистрации оснований для отказа во внесении сведений об указанном объекте как ранее учтенном.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.
По условиям заключенного между администрацией г. Владивостока и ГСК "Лесное" договора аренды земельного участка площадью 21920 кв.м, расположенного в районе подстанции " "данные изъяты"" г. Владивостока, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды установлен на три года (пункт 1). В случае фактического использования арендатором земельного участка после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях. При этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не менее чем за три месяца (пункт 9).
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на дату заключения и регистрации договора аренды, в случае, если наниматель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны наймодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок, и каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при найме строений или нежилых помещений - за три месяца.
По правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, применявшегося на момент истечения установленного договором срока аренды земельного участка, (пункт 2 статьи 621) в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
С учетом указанного правового регулирования суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что заключенный между администрацией г. Владивостока и ГСК "Лесное" договор аренды, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ, не прекратил свое действие в силу продолжения правоотношений по использованию кооперативом земельным участком в отсутствие возражений и требований о его освобождении со стороны органа местного самоуправления, как арендатора.
В этой связи, вопреки позиции административного ответчика, решение Владивостокского городского исполнительного комитета от 5 ноября 1991 года N 673 об отводе земельного участка, удостоверение на право временного пользования землей и договор аренды земельного участка являются документами, подтверждающими права кооператива на земельный участок площадью 21920 кв.м, расположенный в районе подстанции " "данные изъяты"" в г. Владивостоке, свидетельствуют о существовании объекта недвижимости и ранее осуществленном его государственном учете.
Ссылка в кассационной жалобе о том, что удостоверение на право временного пользования землей не является правоустанавливающим документом, поскольку не соответствует положениям абзаца 1 статьи 31 Земельного кодекса РСФСР и постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 судебной коллегией кассационного суда отклоняется, поскольку установленные требования распространялись на иные права, в частности, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
В настоящем случае земельный участок предоставлен ГСК "Лесное" во временное пользование, в связи с чем применению подлежит абзац 3 статьи 31 Земельного кодекса РСФСР, согласно которому право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 марта 1971 года N 165 "О порядке предоставления в пользование земельных участков", действовавшим на момент выдачи ГСК "Лесное" удостоверения на право временного пользования землей, было установлено, что удостоверение на право временного пользования землей выдается райисполкомами (горисполкомами) в случаях предоставления земельных участков из земель государственного запаса, указанным постановлением были утверждены формы договора и удостоверения на право временного пользования землей. Заключение договоров и выдача удостоверений на право временного пользования землей производились на основании решений соответствующих органов о предоставлении земельных участков.
Удостоверение на право временного пользования землей выдано ГСК "Лесное" на основании решения Владивостокского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, подписано председателем горисполкома и по форме соответствует постановлению Совета Министров РСФСР от 23 марта 1971 года N 165.
При таких обстоятельствах у органа регистрации прав не имелось оснований для принятия решения об отказе ГСК "Лесное" во внесении в ЕГРН сведений о земельном участке в районе подстанции " "данные изъяты"" г. Владивостока как ранее учтенном, в связи с чем оно обоснованно признано судом апелляционной инстанции незаконным.
Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Приморскому краю правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся, по сути, к правовой переоценке установленных обстоятельств и исследованных доказательств, поэтому поводом для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке не являются.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Приморскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.