Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Королевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества Холдинговая компания "Якутуголь" к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А, выслушав пояснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) Мазаник Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Акционерное общество Холдинговая компания "Якутуголь" (далее- АО ХК "Якутуголь") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) (далее - Управление Росгвардии по Ресупублике Саха (Якутия)) об оспаривании предписания. В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что по результатам внеплановой документарной выездной проверки Комплекса базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала АО ХК "Якутуголь" Разрез "Нерюнгринский" 22 октября 2019 года Управлением Росгвардии по Ресупублике Саха (Якутия) в адрес административного истца вынесено предписание об устранении нарушений по оборудованию Комплекса средствами защиты сроком до 1 октября 2020 года. Считает данное предписание незаконным, поскольку в 2017 году объекты АО ХК "Якутуголь" исключены из реестра объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), в связи с чем, у административного ответчика отсутствуют основаниям для выдачи предписания. Просил суд признать незаконным и отменить обжалуемое предписание.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года, предписание Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) от 22 октября 2019 года N 3/19в признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной представителем административного ответчика Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 5 июня 2020 года, через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 22 мая 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности, и принятию по делу нового судебного акта, не передавая дело на новое рассмотрение.
В направленных представителем АО ХК "Якутуголь" возражениях относительно кассационной жалобы указано о необоснованности изложенных в ней доводов и законности принятых судебных актов.
Представитель административного истца АО ХК "Якутуголь", который был извещён о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ субъекты ТЭК обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК (далее - Правила), в соответствии с пунктом 1 которых данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищённости объектов ТЭК - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов ТЭК и антитеррористическую защищённость объектов ТЭК.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 1067 утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 14 по 22 октября 2019 года Управлением Росгвардии по Ресупублике Саха (Якутия) проведена внеплановая документарная выездная проверка Комплекса базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала АО ХК "Якутуголь" Разрез "Нерюнгринский".
По результатам проведённой проверки 22 октября 2019 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 3/19в, на административного истца возложена обязанность оборудовать проходную контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) стационарной видеокамерой системы охранного телевидения для контроля и идентификации людей, выходящих с территории объекта в соответствии с подпунктом "б" пункта 232 Правил; оборудовать КПП стационарной видеокамерой системы охранного телевидения для контроля выезда транспорта с объекта через ворота КПП в соответствии с подпунктом "б" пункта 232 Правил; оборудовать помещение охраны КПП стационарной видеокамерой системы охранного телевидения для контроля за действиями сотрудников охраны при несении службы и поступлении тревожных сигналов в соответствии с подпунктом "е" пункта 231 Правил; входную дверь КПП поменять на металлическую, оборудовать смотровым глазком, переговорным устройством в соответствии с пунктом 116 Правил; привести систему охранного освещения объекта в соответствии с подпунктами 247-258 Правил, со сроком устранения до 1 октября 2020 года.
Проверка проведена в связи с осуществлением контроля по устранению ранее выявленных нарушений предписания Управления Росгвардии по Ресупублике Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года, выданного на основании проверки, проведённой в связи с присвоением 7 июля 2017 года данному Комплексу низкой категории опасности.
Согласно уведомлению Министерства энергетики Российской Федерации Комплекс гидротехнических сооружений ОФ "Нерюнгринская", комплекс сооружений базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала разреза "Нерюнгинский" 12 января 2018 года исключён из Реестра объектов ТЭК.
Основанием для исключения объекта из реестра объектов ТЭК послужило письменное уведомление Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Ресупублики Саха (Якутия) от 16 ноября 2017 года.
Соответствующее уведомление об исключении объекта из реестра объектов ТЭК направлено в адрес АО ХК "Якутуголь" 5 февраля 2018 года Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Ресупублики Саха (Якутия).
Сведений о том, что исключение данного объекта из реестра объектов ТЭК является незаконным суду не представлено. Письмо административного ответчика в адрес Министерства энергетики Российской Федерации от 15 июля 2019 года о необоснованном исключении объекта из реестра объектов ТЭК оставлено без ответа. Данные о том, что спорный объект в настоящее время подлежит включению в реестр объектов ТЭК, отсутствуют.
Удовлетворяя административные исковые требования, оценивая представленные доказательства, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), пришёл к обоснованному выводу о том, что ввиду исключения Комплекса гидротехнических сооружений ОФ "Нерюнгринская", комплекса сооружений базисного склада взрывчатых материалов и пунктов производства промышленных взрывчатых веществ филиала разреза "Нерюнгринский" из Реестра объектов ТЭК, административный истец не является субъектом ТЭК, следовательно, на него не распространяются требования вышеуказанных Правил, в связи с чем оспариваемое предписание является незаконным.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в целом повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.