Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузнецова Карла Карловича, Кузнецовой Виктории Петровны к Окружной администрации города Якутска о признании незаконными действий по приостановлению рассмотрения заявления об изменении территориальной зоны в отношении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецов К.К, Кузнецова В.П. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просили признать незаконным решение Окружной администрации города Якутска от 23 января 2020 года N ПЗЗ/01-20 о приостановлении рассмотрения заявления об изменении территориальной зоны ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N; обязать Окружную администрацию города Якутска изменить территориальную зону ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N.
В обоснование заявленных требований указали, что они являлись собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". Указанный земельный участок в настоящее время разделен с образованием 5 новых земельных участков. Собственниками указанных 5 земельных участков являются они (административные истцы). Вступившим в законную силу решением суда признаны незаконными результаты публичных слушаний, проведенных 16 августа 2016 года, о переводе зоны Ж-2А, в которой расположены данные участки, в ОД-3 или П-4. Во исполнение данного решения суда результаты публичных слушаний и соответствующее распоряжение в части этого земельного участка отменены. Полагают, что приостановление рассмотрения их заявления об изменении территориальной зоны является фактически отказом в удовлетворении их заявления.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года, административные исковые требования Кузнецова К.К, Кузнецовой В.П. удовлетворены в части: признано незаконным приостановление Комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска рассмотрения заявления Кузнецова К.К, Кузнецовой В.П. об изменении территориальной зоны ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, расположенных по адресу: "адрес"; на Окружную администрацию города Якутска в лице Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" Управления архитектуры и градостроительной политики в течение трех дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда возобновить рассмотрение заявления Кузнецова К.К, Кузнецовой В.П. об изменении территориальной зоны ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, расположенных по адресу: "адрес"". В остальной части в удовлетворении требований отказано.
19 июня 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 3 июня 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и принятии нового судебного акта.
В обоснование своей позиции Окружная администрация города Якутска указала на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права. Так, административными истцами не доказан факт предоставления в Комиссию документов, подтверждающих только их право на спорные земельные участки.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 июля 2020 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в силу пункта 28 Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судья кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поскольку оно оставлено в силе обжалуемым апелляционным определением.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Как следует из материалов дела, Кузнецову К.К. и Кузнецовой В.П. на праве совместной собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2019 года признаны незаконными результаты публичных слушаний, проведенных 16 августа 2016 года, по внесению изменений в проекты планировки и межевания территорий квартала "112" в части расположения торговых объектов ТЦ "Розтор" и Покровский тракт 10-16 км городского округа "город Якутск", в части земельного участка с кадастровым номером N; на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность отменить заключение о результатах публичных слушаний, проведенных 16 августа 2016 года; признано незаконным распоряжение Окружной администрации города Якутска от 20 декабря 2016 года N 2113р об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала "Покровский тракт 10-16 км" городского округа "город Якутск" в части земельного участка с кадастровым номером N; на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность отменить вышеуказанное распоряжение в части земельного участка с кадастровым номером N.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером N разделен на 5 земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, которые на праве общей совместной собственности принадлежат Кузнецову К.К. и Кузнецовой В.П.
18 декабря 2019 года Кузнецов К.К, Кузнецова В.П. обратились в Комиссию по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" Окружной администрации города Якутска с заявлением об изменении территориальной зоны ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N.
На заседании Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" Окружной администрации города Якутска принято решение (протокол от 23 января 2020 года N ПЗЗ/01-20) о приостановлении рассмотрения заявления об изменении территориальной зоны ОД-1Б на территориальную зону Ж-2А в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, со ссылкой на необходимость согласия всех собственников.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, сослались на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Градостроительного кодекса РФ, и пришли к выводу, что органом местного самоуправления необоснованно приостановлено рассмотрение заявления Кузнецова К.К. и Кузнецовой В.П. по основанию отсутствия согласия всех собственников, поскольку собственниками всех спорных земельных участков являются сами административные истцы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административным ответчиком, на которого возложена обязанность доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону, не доказан факт непредставления Кузнецовым К.К, Кузнецовой В.П. документов, подтверждающих их право собственности на спорные земельные участки.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие Окружной администрации города Якутска с оценкой судом имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.