Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора ООО "Восточный лесной порт" Бобрышева В.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Восточный лесной порт" к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Кожуховой Н.П, УФССП России по Приморскому краю об оспаривании постановления и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителей ООО "Восточный лесной порт" Белоусовой Н.М, Черняковой Л.В, Девяткиной Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, полагавшей апелляционное определение оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ООО "Восточный лесной порт" обратилось в Находкинский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Находкинскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Кожуховой Н.П, УФССП России по Приморскому краю об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), возложении обязанности окончить исполнительное производство N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В обоснование заявленных требований общество указало, что на основании решения Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу N в отделе судебных приставов по Находкинскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю (далее - ОСП по Находкинскому городскому округу) ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N в отношении ООО "Восточный лесной порт" о возложении обязанности при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, провести корректировку проекта предельно допустимых выбросов в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Данное решение ООО "Восточный лесной порт" фактически исполнено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Находкинскому городскому округу было направлено заявление об окончании исполнительного производства N, однако постановлением судебного пристава-исполнителя Кожуховой Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано на том основании, что обществом не предоставлены документы, подтверждающие исполнение решения суда в полном объеме за текущий год.
С указанным постановлением административный истец не согласен, считает, что ООО "Восточный лесной порт" при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем в полном объеме проводит мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, что подтверждается еженедельным предоставлением информации в ответ на требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении решения суда в указанной части и в установленный срок был извещен взыскатель по исполнительному производству - Находкинская транспортная прокуратура.
На основании определения Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Восточный лесной порт" была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в части проведения корректировки проекта предельно-допустимых выбросов. ДД.ММ.ГГГГ указанная обязанность также исполнена, что подтверждается документами, представленными ООО " "данные изъяты"".
Заявитель полагает, что решение Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исполнено в полном объеме, поэтому исполнительное производство N подлежит окончанию.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ООО "Восточный лесной порт" удовлетворены, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Находкинскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю Кожуховой Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в удовлетворения заявления (ходатайства) ООО "Восточный лесной порт" об окончании исполнительного производства N отменено, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность окончить исполнительное производство N в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что представленные должником судебному приставу-исполнителю доказательства свидетельствуют о фактическом исполнении ООО "Восточный лесной порт" возложенных на него решением суда обязанностей, однако при отказе в удовлетворении ходатайства об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем надлежащим образом не выяснены и не оценены все обстоятельства, на которые сослался должник.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО "Восточный лесной порт" отказано. Суд апелляционной инстанций пришел к выводу о недоказанности должником исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, в связи с чем оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности окончить исполнительное производство не имеется. Судебная коллегия апелляционного суда также указала, что вопрос об окончании исполнительного производства не может быть разрешен в рамках оспаривания постановления судебного пристава о рассмотрении ходатайства должника по исполнительному производству, поскольку приведет к подмене компетенции уполномоченного органа.
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО "Восточный лесной порт" Бобрышевым В.Н. через Находкинский городской суд Приморского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и оставлении в силе решения Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что при разрешении заявленных требований необходимо учитывать только те обстоятельства, которые имели место на момент рассмотрения ходатайства об окончании исполнительного производства. Общество исполняло требование судебного пристава-исполнителя, еженедельно направляло соответствующие сведения с документами, подтверждающими исполнение решения суда. В целях исключения негативного воздействия на окружающую среду на территории общества создан пост круглосуточного мониторинга окружающей среды (установлено оборудование): автоматический (стационарный) пункт наблюдений контроля выбросов в атмосферный воздух и за метеорологическими параметрами. В соответствии с протоколами исследования атмосферного воздуха концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышают предельно допустимых показателей, что подтверждает полноту и достаточность проводимых обществом мероприятий. Для этого также разработан план мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды угольной пылью, согласованный с Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора. Наличие у общества положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что инфраструктура порта соответствует нормам об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанций таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенного по делу законного и обоснованного судебного акта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 50 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе заявлять ходатайства.
В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ на ООО "Восточный лесной порт" возложена обязанность при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, а также провести корректировку Проекта предельно допустимых выбросов в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании выданного судом исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Находкинскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Восточный лесной порт" обратилось в ОСП по Находкинскому городскому округу с заявлением об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный срок, ссылаясь на то, что при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем общество проводит мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, что подтверждается еженедельным предоставлением информации в ответ на требование судебного пристава-исполнителя, факт проведения корректировки проекта предельно-допустимых выбросов подтвержден документами ООО " "данные изъяты"".
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Находкинскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ должнику отказано в удовлетворении ходатайства в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение решения суда в полном объеме за текущий год.
Из представленных в дело материалов исполнительного производства следует, что порядок разрешения ходатайства должника ООО "Восточный лесной порт" об окончании исполнительного производства должностным лицом службы судебных приставов соблюден, по результатам его рассмотрения в пределах предоставленных полномочий судебным приставом-исполнителем принято постановление, содержащее мотивы, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Следовательно, исполнение возложенной на ООО "Восточный лесной порт" обязанности, указанной в исполнительном листе ФС N по делу N - при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с углем проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, носит длящийся характер, данные мероприятия общество обязано проводить на постоянной основе в ходе осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с углем. Между тем материалы исполнительного производства не содержат сведения, достоверно подтверждающие отсутствие негативного воздействия на атмосферу и окружающую среду при осуществлении ООО "Восточный лесной порт" указанной деятельности, и административным истцом таких доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент принятия оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель не располагал сведениями, подтверждающими факт исполнения должником решения суда в полном объеме, основания для окончании исполнительного производства N в отношении ООО "Восточный лесной порт" по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отсутствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы кассационной жалобы относительно исполнения судебного решения надлежащими доказательствами в ходе рассмотрения дела не подтверждены, фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, что не может повлечь отмену оспариваемого судебного акта в кассационном порядке.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Восточный лесной порт" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.