Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" Слесаренко Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Лейковской "данные изъяты" к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Горохова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Лейковская Е.Ю. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/19 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и возложении обязанность предварительно согласовать предоставление в собственность бесплатно земельного участка площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ее семья является многодетной, в связи чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1200 кв.м, под индивидуальное жилищное строительство. В ответ на обращение она получила письмо от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/19 о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка со ссылкой на несоответствие его площади предельным размерам, установленным в территориальной зоне Ж-2А. С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку земельный участок испрашивается площадью 1200 кв.м, что соответствует предельным параметрам, установленным для целей использования под индивидуальное жилищное строительство.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, требования Лейковской Е.Ю. удовлетворены, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N-ДИЗО/19, признан незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность осуществить в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки действия по предварительному согласованию предоставления Лейковской Е.Ю. земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления в связи с тем, что административным истцом испрашивается к предварительному согласованию предоставления земельный участок площадью 1200 кв.м, что соответствует максимальному размеру земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установленному градостроительным регламентом в территориальной зоне Ж-2А.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Слесаренко Н.В. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного по делу апелляционного определения и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на наличие оснований к отказу в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с его нахождением в квартале, в отношении которого утвержден проект межевания территории, из которого следует о формировании земельного участка по указанному истцом адресу площадью 1300, 17 кв.м. При этом земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2А, предельные параметры площади земельных участков для которой составляют от 450 до 1200 кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае таких оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска не имеется.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV.
Случаи предоставления бесплатно земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) установлены пунктом 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет;
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок;
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории;
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случаях, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, семья Лейковской Е.Ю. является многодетной и относится к категории граждан, имеющих право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка без проведения торгов в собственность или в аренду по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Лейковская Е.Ю. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: "адрес", площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, на основании решения об утверждении проекта межевания территории Nр от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев заявление, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска ДД.ММ.ГГГГ сообщил заявителю о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с несоответствием его площади предельной максимальной площади образуемого земельного участка установленной в территориальной зоне Ж-2А, поскольку проектом межевания территории квартала "113", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 9 января 2018 года N 3р, предусмотрено формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с ориентировочной площадью 1300, 17 кв.м.
Проверяя законность указанного решения, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований у административного ответчика для отказа Лейковской Е.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что административным истцом испрашивается к предоставлению земельный участок площадью 1200 кв.м, что соответствует максимальному размеру земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленному градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-2А, а факт формирования муниципальным органом земельного участка площадью 1300, 17 кв.м, превышающем предельный максимальный размер земельного участка в данной территориальной зоне, не может послужить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм земельного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый Лейковской Е.Ю. земельный участок расположен в кадастровом квартале N и в территориальной зоне Ж-2А (зона индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска), по проекту планировки территории предназначен под объекты индивидуальной жилой застройки.
Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА приняты Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", в соответствии с которыми предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-2А составляют 450 кв.м. (минимальный) и 1200 кв.м. (максимальный).
Тем самым, испрашиваемый Лейковской Е.Ю. к предоставлению земельный участок по "адрес" площадью 1200 кв.м. соответствует предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию несоответствия площади испрашиваемого участка предельной максимальной площади, установленной в территориальной зоне Ж-2А.
Доводы кассационной жалобы о расположении испрашиваемого земельного участка в кадастровом квартале, в отношении которого утвержден проект межевания, предусматривающий формирование спорного земельного участка площадью 1300, 17 кв.м, отмену судебных актов не влекут, поскольку, как указано выше, предельные размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами, которым указанный проект межевания в части максимальной площади земельного участка не соответствует.
Ссылка в кассационной жалобе на положения подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 и подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, как на основание отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с его нахождением в границах территории, для которой утвержден проект межевания, судебной коллегией кассационного суда отклоняется, поскольку указанные обстоятельства в оспариваемом решении органа местного самоуправления не приведены. Кроме того, в рассматриваемом случае Лейковская Е.Ю. обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, без подготовки схемы расположения земельного участка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на не правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на иной оценке обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта в кассационном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.