Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Пляскина В.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 мая 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому к Пляскину В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения административного ответчика Пляскина В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением к Пляскину В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 948 рублей и пени в сумме 45 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Пляскин В.В. в налоговый период 2017 года являлся собственником транспортных средств "Infinity QX56", государственный регистрационный знак N и "Mitsubishi Pajero 3.0", государственный регистрационный знак N. В этой связи налогоплательщику исчислен транспортный налог за 2017 год в сумме 11 948 рублей и направлено уведомление от 23 июня 2018 года N 7006748 о его уплате не позднее 3 декабря 2018 года. Поскольку налог не был оплачен, в адрес налогоплательщика через личный кабинет направлено требование N 28446 от 19 декабря 2018 года об уплате транспортного налога в сумме 11 948 рублей и пени в размере 45 рублей в срок до 10 января 2019 года. В добровольном порядке недоимка по налогу не была уплачена, поэтому по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 11 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 24 июня 2019 года выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогу и пени, который определением от 5 августа 2019 года отменен ввиду принесения на него должником возражений, что послужило основанием для обращения налогового органа за взысканием налога в порядке искового производства.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2020 года административный иск ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому удовлетворен, с Пляскина В.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 948 рублей, пени за период просрочки с 4 по 18 декабря 2018 года в размере 45 рублей, государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 мая 2020 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2020 года изменено в части размера взысканной государственной пошлины, с Пляскина В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 479 рублей 72 копейки, в остальной части решение оставлено без изменения.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Пляскина В.В. недоимки по транспортному налогу и пени, суды исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по оплате налога, а также соблюдения налоговым органом порядка и сроков направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога и пени.
13 июля 2020 года административным ответчиком Пляскиным В.В. через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 24 июля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому.
В доводах кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что налоговое уведомление N 7006748 от 23 июня 2018 года и требование об уплате налога N 28446 от 19 декабря 2018 года он через личный кабинет налогоплательщика не получал, на бумажном носителе указанные документы ему также не направлялись. В нарушение требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к заявлению налоговым органом не приложены документы, подтверждающие получение им копии административного иска, судом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов ему не направлялись. Кроме того, указывает на его ненадлежащее уведомление о дате рассмотрения апелляционной жалобы.
Административный истец - ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в налоговый период 2017 года Пляскин В.В. являлся собственником транспортных средств "Infinity QX56", государственный регистрационный знак N и "Mitsubishi Pajero 3.0", государственный регистрационный номер N, в связи с чем ему исчислен транспортный налог: 3 938 рублей - по объекту налогообложения автомобиль "Infinity QX56" и 8010 рублей - по объекту налогообложения автомобиль "Mitsubishi Pajero 3.0", всего 11 948 рублей, подлежащий оплате в срок до 3 декабря 2018 года согласно налоговому уведомлению N 7006748 от 23 июня 2018 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок Пляскину В.В. начислены пени за период просрочки с 4 по 18 декабря 2018 года в сумме 45 рублей и выставлено требование N 28446 об уплате налога и пени по состоянию на 19 декабря 2018 года в срок до 10 января 2019 года. Данное требование налогоплательщиком оставлено без удовлетворения.
Разрешая возникший спор, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 45, 48, 52, 58, 69, 75, 357, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Пляскина В.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени.
Судебная коллегия кассационного суда находит данные выводы правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере налогообложения.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога также может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), пунктом 16 которого определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Материалами дела подтверждено, что Пляскин В.В. зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru 5 июня 2018 года, при этом материалы дела не содержат сведения о направлении налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с пунктом 20 Порядка ведения личного кабинета уведомления о необходимости получения им документов (информации), сведений на бумажном носителе.
23 июня 2018 года налоговым органом посредством личного кабинета налогоплательщика Пляскину В.В. было направлено налоговое уведомление N 7006748, а 22 декабря 2018 года в личный кабинет налогоплательщика выгружено требование N 28466 от 19 декабря 2018 года об уплате налога, что подтверждается скриншотами с официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Порядка ведения личного кабинета датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом процедура взыскания с Пляскина В.В. транспортного налога и пени соблюдена, налоговое уведомление и требование об уплате налога направлены в адрес административного ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика транспортного налога и пени в принудительном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 Кодека административного производства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Вопреки доводам кассационной жалобы налоговым органом к исковому заявлению приложена копия списка почтовых отправлений и отчет об отслеживании отправления, подтверждающие направление 28 ноября 2019 года и получение 24 января 2018 года Пляскиным В.В. копии административного искового заявления, в связи с чем у суда отсутствовала обязанность повторного направления копии административного иска ответчику.
Доводы кассационной жалобы Пляскина В.В. о его неизвещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, Пляскину В.В. по адресу, указанному им в апелляционной жалобе, суд первой инстанции 13 апреля 2020 года сообщил о передаче административного дела с апелляционной жалобой в Камчатский краевой суд. Суд апелляционной инстанции посредством судебного извещения и телефонограммы (л.д. 73), переданной 30 апреля 2020 года, уведомил административного ответчика о рассмотрении дела в апелляционном порядке 14 мая 2020 года в 10 часов, что соответствует требованиям части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о судебных извещениях и вызовах.
В целом кассационная жалоба направлена на переоценку доказательств, исследованных судами, на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки и не содержит обстоятельств, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 мая 2020 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пляскина В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.