Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Симаковой М.Е.
судей Ковалёва С.А, Воробьевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог", Правительству Хабаровского края, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края о возложении обязанностей
по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог", Правительства Хабаровского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ковалёва С.А, выслушав представителя Правительства Хабаровского края - Пасечника А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Моторину О.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправатодор") с исковыми требованиями о возложении обязанности по ремонту автомобильных мостовых сооружений на автомобильной дороге "с. Аян - с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, ссылаясь на то, что данные сооружения находятся в аварийном состоянии, требуют срочного ремонта, а несоблюдение требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения на указанной дороге создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
Судом к участию в дела в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 октября 2019г. в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда на основании определения от 20.02.2020 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ; к участию в дела в качестве соответчика привлечено Правительство Хабаровского края.
В ходе рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор уточнив исковые требования к ответчикам, просил возложить на КГКУ "Хабаровскуправтодор" обязанность по ремонту мостовых сооружений на автомобильной дороге "с. Аян - с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, а Правительство Хабаровского края возложить обязанность обеспечить бюджетное финансирование выполнения КГКУ "Хабаровскуправтодор" указанных работ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2020 года, принятым по результатам рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 30 октября 2019г. отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
На КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт мостов, расположенных на автомобильной дороге "с. Аян - с.
Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, а именно восстановить лафет, колесопровод, колесоотобойное ограждение, перила моста КМ 113+246; восстановить лафет, колесопровод, колесоотобойное ограждение, перила моста КМ 114+104; восстановить мост КМ 125+502; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 126+013; восстановить лафет, колесопровод, колесоотобойное ограждение, перила моста КМ 126+883; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 127+010; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 135+648; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 138+180; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 142+620; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 142+864; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 144+090; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 145+317; восстановить опорные кострукции, лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 146+353; восстановить мост КМ 149+917; восстановить мост КМ 150+032; восстановить лафет, колесопровод, колесоотобойное ограждение, перила моста КМ 158+827; восстановить опорные конструкции, лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 164+835; восстановить опорные конструкции, лафет, колесопровод, колесоотобойное ограждение, перила моста КМ 166+110; восстановить опорные конструкции, прогоны, колесопровод моста КМ 167+991; восстановить лафет, колесопровод, колесотобойное ограждение, перила моста КМ 170+335; восстановить колесопровод, настил моста ICM 179+680; восстановить колесопровод, настил моста КМ 182+463; восстановить мост КМ 184+742; восстановить колесопровод, настил моста КМ 185+361; восстановить колесопровод, настил, перила моста КМ 188+113; восстановить колесопровод, настил, перила моста БСМ 198+056; восстановить опорные
конструкции, лафет, настил, колесопровод моста КМ 198+399; восстановить настил, колесопровод моста КМ 215+370; восстановить опорные конструкции, лафет, настил, колесопровод, колесоотбойник моста КМ 217+124; восстановить настил, колесопровод моста КМ 222+806; восстановить лафет, настил, колесопровод, перила моста КМ 224+387; восстановить опорные конструкции, настил, колесопровод моста КМ 227+993.
Возложить обязанность на Правительство Хабаровского края через главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края до ДД.ММ.ГГГГ года организовать финансирование работ по ремонту указанных мостов, расположенных на автодороге "с. Аян - с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края.
В кассационных жалобах поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
Представители КГКУ "Хабаровскуправатодор", Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
Обращаясь в суд с указанными выше исковыми требованиями, прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края, сослался на результаты проведенной прокуратурой проверки содержания дорожного полотна на автомобильной дороге "с.Аян-с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, в ходе которой выявлено несоответствие технического состояния мостовых сооружений на данной дороге требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Предъявляя требования с учетом их уточнения к КГКУ "Хабаровскуправатодор", Правительству Хабаровского края, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, прокурор указал, что в нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ответчиками, ответственными за содержание вышеуказанной дороги, не принимаются меры по обеспечению соответствия мостовых сооружений данной дороги требованиям к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОГСТ Р 50597-2017).
Разрешая предъявленные прокурором требования, суд первой инстанции, установив, что ответчиками не соблюдаются требования законодательства о безопасности дорожного движения, в части содержания мостовых сооружений на автомобильной дороге "с.Аян-с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, что создает угрозу жизни и здоровью граждан ввиду существующей опасности обрушения либо существенного повреждения этих сооружений, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи тем, что прокурором не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры оценки технического состояния мостовых сооружений, определения категорий выявленных дефектов, степени ремонтопригодности, выполнения необходимых измерений.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, руководствуясь п.4 ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.3, п.6 ст.12, п.п.1, 4 ст.17, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подп. 11 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением правительства Хабаровского края от 17.06.2013г. N162-пр "О составлении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период", постановлением правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. N N, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводу о том, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиками обязанностей по содержанию находящейся в собственности Хабаровского края автодороги "с.Аян-с. Нелькан" Аяно-Майского района Хабаровского края, расположенные на ней искусственные дорожные сооружения (мосты) с учетом их технического состояния требуют проведения ремонта в связи с чем пришла к выводу о правомерности предъявления прокурором настоящего иска в целях устранения угрозы безопасности дорожного движения, жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения (п.6 ст.12 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подп.11 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в ст. 3 названного Федерального закона к автомобильной дороге, как объекту транспортной инфраструктуры отнесены искусственные дорожные сооружения, в том числе мосты.
Финансирование осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов. (п.п.1, 2 ст.33 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствие с п.1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными указанной статьей.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что искусственные сооружения (мосты) на автодороге регионального значения Хабаровского края по своему техническому состоянию не соответствуют требованиями технических регламентов, не обеспечивают поддержание бесперебойного движения транспортных средств по автомобильной дороге и безопасные условия такого движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - пользователей дороги. Меры по приведению указанных сооружений в надлежащее техническое состояние ответчиками не принимаются.
Владельцем указанной дороги, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения, является КГКУ "Хабаровскуправтодор".
Правительство Хабаровского края в соответствии с Уставом края является исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, к полномочиям которого отнесено, в том числе обеспечение исполнения краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о возложении на КГКУ "Хабаровскуправтодор" обязанностей по ремонту дорожных сооружений (мостов), а на Правительство Хабаровского края обязанности по организации финансирования проведения указанных работ.
Приведенные в кассационных жалобах ответчиков доводы о том, что принятое решение нарушает самостоятельность органов государственной власти Хабаровского края при осуществлении соответствующих полномочий, о дефицитности бюджета Хабаровского края; судом не учтено, что уполномоченным государственным органом исполнительный власти в сфере дорожной деятельности и главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, в связи с чем на правительство края неправомерно возложена обязанность по организации финансирования; в деле отсутствуют допустимые доказательства технического состояния дорожных сооружений, недостаточности установленных судом сроков для исполнения возложенных решением суда обязанностей, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами указанных судов об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
Между тем решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому связанные с ним доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенного, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", Правительства Хабаровского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.