Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о проведении ремонта жилого дома, по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, объяснения прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка, в рамках которой установлены нарушения исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации многоквартирного жилого "адрес", которому требуется проведение текущего ремонта. Указанный дом принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Управление домом осуществляет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Министерством обороны Российской Федерации.
Поскольку выявленные нарушения несут угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор просил суд возложить на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность произвести текущий ремонт "адрес", включающий работы по восстановлению отмостки (84 кв.м.), ремонту ограждающих конструкций внешних стен, покраске и побелке отделочного слоя (72 кв.м), восстановлению цоколя (84 кв.м.), ремонту внутренней стены (72 кв.м), деревянного пола (64 кв.м.), лестничных маршей и площадок (72 кв.м.), работы по замене 100% окон и дверей на лестничных клетках, прочистке дымоходов, ремонту кирпичной кладки и восстановлению печных труб.
Определением Уссурийского районного суда Приморского края от 24 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда 20 января 2020 года, исковые требования удовлетворены.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность принять решение о проведении текущего ремонта "адрес" и довести лимиты бюджетных средств до исполнителя.
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность выполнить указанные в иске работы по произведению текущего ремонта "адрес".
Судом установлен срок исполнения решения - в течение шести месяцев с момента его вступления в законную силу.
В кассационной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, отказать в удовлетворении исковых требований военного прокурора и прекратить производство по делу. Полагает, что установленный судами шестимесячный срок не позволит исполнить возложенные обязанности надлежащим образом. Указывает, что финансирование расходов по реализации законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства связано с требованиями бюджетного законодательства и не соответствует временным рамкам, установленным решением суда.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Основываясь на постановлении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", настаивает, что перечень объектов, подлежащих текущему ремонту, и объем таких работ устанавливается ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации как управляющей организацией. Полагает ошибочным вывод судов о том, что Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает финансирование проведения текущего ремонта, поскольку в ходе рассмотрения дела судами не исследовались обстоятельства внесения нанимателями жилых помещений платы за текущий ремонт на лицевой счет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации военный прокурор Уссурийского гарнизона просил жалобу отклонить за необоснованностью изложенных в ней доводов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухин М.А. поддержал возражения военного прокурора Уссурийского гарнизона, полагал обжалуемые судебные постановления не подлежащими отмене.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев кассационные жалобы в пределах изложенных в них доводов, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела судами допущены не были.
Из материалов гражданского дела следует и судами установлено, что многоквартирный жилой "адрес" края, 1934 года постройки, расположенный на территории военного городка N, является собственностью Российской Федерации, закрепленной за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правомочия собственника в отношении данного имущества осуществляет Министерство обороны Российской Федерации; дом находится на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; управление домом осуществляет ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N- N управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Актами осмотров, проведенных работниками ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации 14 сентября 2018 года, а также 25 марта 2019 года (с участием заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона) установлено неудовлетворительное состояние отмостки, ограждающих конструкций внешних стен, отделочного слоя, цоколя, внутренней стены, деревянного пола, лестничных маршей и площадок, окон и дверей на лестничных клетках, дымоходов и печных труб жилого "адрес" "адрес".
Выявленные недостатки имущества в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, являются основание для проведения ремонта здания.
Принимая решение о возложении на ответчиков обязанности по выполнению ремонта названного многоквартирного жилого дома, суды руководствовались статями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491), пунктом 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082) и исходили из того, что в силу предписаний действующего законодательства содержание и ремонт жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации является предметом заботы его собственника, полномочия которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также созданного им специализированного государственного учреждения (ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации), действующего в рамках государственного контракта.
В соответствии с пунктами 55-60 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 N 86) текущий ремонт зданий проводится в соответствии планом, утверждаемым заместителем Министра обороны Российской Федерации в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
В этой связи принятыми по делу решениями на Министерство обороны Российской Федерации суды возложили обязанность принять решение о проведении текущего ремонта указанного жилого дома и довести лимиты бюджетных средств до исполнителя, а на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - обязанность по проведению ремонта названного здания.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с принятыми по делу судебными постановлениями, как соответствующими законодательству, подлежащему применению к спорным отношениям, установленным по делу обстоятельствам и представленным в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о недостаточности срока исполнения принятого по делу решения не свидетельствуют о существенном нарушении при его приятии норм материального и процессуального права, которое допускает возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о несоответствии законодательству выводов суда об обязанностях министерства принимать решение о проведении и финансировании текущего ремонта жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации противоречат приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 N 86, в связи с чем подлежат отклонению за необоснованностью.
По иным основаниям принятые по делу судебные постановления обжалованы не были.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения либо отмены принятых по делу судебных постановлений, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 января 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Л. Хребтова
Судьи А.И. Кравченко
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.