Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.
судей Соловьевой О.В, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района о возложении обязанности по обеспечению вывоза твердых коммунальных отходов и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационному представлению прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 19 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее - МП ЖКХ Билибинского муниципального района) о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов в с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района в холодное время года (при температуре -5 и ниже) не менее одного раза в трое суток, в теплое время года (при плюсовой температуре свыше +5) - ежедневно, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет потребителям с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по июнь 2019 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что МП ЖКХ Билибинского муниципального района является управляющей компанией в названных населенных пунктах и оказывает, в том числе, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При проведении проверки установлено нарушение ответчиком санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий населенных мест, в том числе при обращении с отходами. Вывоз твердых коммунальных отходов производился МП ЖКХ Билибинского муниципального района с отклонениями сроков, закрепленных в СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Министерством здравоохранения СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, что свидетельствует об оказании ответчиком жителям указанных населенных пунктов коммунальной услуги ненадлежащего качества, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду в с.Кеперевеем, с.Анюйск, с.Омолон, с.Островное, с.Илирней Билибинского муниципального района. Счета населению за коммунальную услугу были выставлены согласно утвержденным тарифам, уменьшение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества не произведено.
Судом первой инстанции постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора Билибинского района, на МП ЖКХ Билибинского муниципального района возложена обязанность производить вывоз твердых коммунальных отходов в с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района в холодное время года (при температуре -5 и ниже) не менее одного раза в трое суток, в теплое время года (при плюсовой температуре свыше +5) - ежедневно; возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребителям с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района за период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года. С МП ЖКХ Билибинского муниципального района в доход бюджета муниципального образования Билибинский муниципальный район взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делами суда Чукотского автономного округа от 19 декабря 2019 года решение Билибинского районного суда от 4 сентября 2019 года отменено.
По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении на МП ЖКХ Билибинского муниципального района обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов в с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района в холодное время года (при температуре -5 и ниже) не менее одного раза в трое суток, в теплое время года (при плюсовой температуре свыше +5) - ежедневно.
В части исковых требований прокурора о возложении на МП ЖКХ Билибинского муниципального района обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребителям с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района за период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года производство по делу прекращено.
В кассационном представлении прокурор Чукотского автономного округа просит об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов, решение суда первой инстанции в указанной части оставить без изменения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель МП ЖКХ Билибинского муниципального района и представитель администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены. Представитель администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель МП ЖКХ Билибинского муниципального района о причинах неявки не сообщил. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационное представление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение требований в сфере оказания коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Ответчик, являясь управляющей компанией, оказывающий, в том числе, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов в сельских поселениях Билибинского муниципального района в соответствии с требованиями, предусмотренными "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" СанПиН 42-128-4690-88, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 6 мая 2011 года N 354, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13 августа 2006 года N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме от 3 апреля 2013 года N 290.
Поскольку имелись факты оказания ответчиком населению сельских поселений Билибинского муниципального района коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с перерывами, превышающими установленную продолжительность, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов в с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района в соответствии с действующим законодательством, а также обязанность произвести перерасчет за предоставленные коммунальные услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов и отказывая прокурору в иске в этой части, суд апелляционной инстанции, со ссылкой на положение статей 3 ГПК РФ, 12, 1065 ГК РФ указал на выбор прокурором ненадлежащего способа защиты права, а именно возложение на юридическое лицо обязанности осуществлять в будущем свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, который законом не предусмотрен. Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что наличие нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду и действия, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения в будущем, могут являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность, либо, в случае нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, привлечения виновных к административной либо уголовной ответственности, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов.
Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекращая производство по делу в этой части на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что иск прокурора в указанной части предъявлен в интересах потребителей с.Кепервеем, с.Илирней, с.Омолон, с.Островное, с.Анюйск Билибинского муниципального района, которым были выставлены квитанции на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, то есть в интересах строго определенного круга лиц. Установив отсутствие нарушения прав неопределенного круга лиц, с учетом того, что потребители не обращались к прокурору с заявлением о защите их прав, суд пришел к выводу, что у прокурора не имелось оснований для обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о выборе прокурором ненадлежащего способа защиты гражданских прав не представляется возможным, так как он постановлен в нарушение норм процессуального права.
Исходя из положений 3 статьи 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Способ защиты прав определяет истец при наличии нарушения или оспаривания его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор указал, что невыполнение управляющей компанией, выполняющей в том числе функции регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов в сельских поселениях Билибинского муниципального района, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Требования прокурора основаны на "Санитарных правилах содержания территорий населенных мест" СанПиН 42-128-4690-88, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N 354, следовательно, применительно к рассматриваемому спору прокурор мог заявить требование о возложении обязанности на МП ЖКХ Билибинского муниципального района производить вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с вышеуказанными санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами.
Признается также ошибочным вывод суда апелляционной инстанции, сославшегося на пункт 1 статьи 1065 ГК РФ о том, что избранный прокурором способ защиты гражданских прав о возложении на юридическое лицо обязанности осуществлять в будущем свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, законом не предусмотрен.
Судом не учтено, что указанная норма (опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность), не носит императивный характер и может быть избрана прокурором как один из способов защиты нарушенного права наравне с другими. Привлечение к административной и уголовной ответственности виновных в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не препятствует прокурору обратиться за защитой нарушенного права в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у прокурора правовых оснований для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, постановлен при неправильном применении норм процессуального права.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 19 декабря 2019 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на МП ЖКХ Билибинского муниципального района обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, разрешить возникший спор с учетом всех установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 19 декабря 2019 года в части отказа в удовлетворении требований прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа о возложении на Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района обязанности производить вывоз твердых коммунальных отходов отменить, в отмененной части направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.