Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-27/2020 по административному исковому заявлению Быкова В.В. о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Камчатского края от 4 августа 2020 года N 104/600 "Об отказе в регистрации Быкову В.В. кандидатом на должность Губернатора Камчатского края"
с апелляционной жалобой Быкова Валерия Валериевича на решение Камчатского краевого суда от 17 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения административного истца Быкова В.В, его представителя Кондратенко Г.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Избирательной комиссии Камчатского края Полозкова Д.В, Манзату М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 10 июня 2020 года N 895 досрочные выборы губернатора Камчатского края назначены на 13 сентября 2020 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 4 августа 2020 года N 104/600 Быкову В.В, выдвинутому избирательным объединением "Камчатское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - Постановление от 4 августа 2020 года N 104/600), отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Камчатского края в связи с тем, что им не представлены в достаточном количестве подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность губернатора Камчатского края.
Кроме того, кандидатом на должность губернатора Камчатского края нарушена форма списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата при проведении досрочных выборов губернатора Камчатского края 13 сентября 2020 года, утвержденная постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 13 июня 2020 года N 84/470, в части наименования и содержания графы 4 таблицы, в которой не указан статус лиц, проставивших свои подписи в листах поддержки кандидата.
Быков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного выше постановления.
В обоснование заявленных требований указывает, что оформленный им список лиц, поставивших свои подписи в листах поддержки кандидата, по своему содержанию соответствует требованиям Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 "О выборах губернатора Камчатского края", а несоблюдение формы этого документа не является препятствием для регистрации. Полагает, что лист поддержки с подписью депутата Кергувье Т.А, представленный в форме его нотариально заверенной копии, не влечет признание подписи этого лица недостоверной. Поскольку он поддержан депутатами представительных органов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов Камчатского края, то это является достаточным основанием для его регистрации.
Решением Камчатского краевого суда от 17 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что форма списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность губернатора Камчатского края, соответствует закону. Полагает, что административный ответчик необоснованно не принял нотариально заверенный подписной лист с подписью Кергувье Т.А. По его мнению, он собрал необходимое количество подписей в свою поддержку.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Камчатского края, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое Постановление от 4 августа 2020 года N 104/600 вынесено в пределах компетенции данной избирательной комиссии, правомочным составом, с соблюдением порядка его принятия и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 данного закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 32 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 "О выборах Губернатора Камчатского края" (далее - Закон Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77).
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же Федерального закона.
Согласно пункту 17 статьи 37 указанного закона на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статьей 29 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 установлено, что выдвижение кандидата должны поддержать депутаты представительных органов муниципальных образований и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных образований. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора Камчатского края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Число указанных лиц определяется Избирательной комиссией Камчатского края в течение трех дней со дня назначения выборов губернатора Камчатского края и публикуется в региональном государственной периодическом печатном издании или размещаются на официальном сайте Избирательной комиссии Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 1).
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 12 июня 2020 года N 83/464 "О числе лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Камчатского края" (далее - Постановление от 12 июня 2020 года N 83\464) определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Камчатского края должны быть собраны 58 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований; число подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов должно быть 25; минимальное число муниципальных районов и городских округов, в которых должно быть собрано необходимое для регистрации кандидата количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в количестве 11.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 к числу документов, которые кандидат предоставляет для регистрации в избирательную комиссию Камчатского края, отнесены листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата и список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата.
Частью 2 этой статьи указанного закона установлено, что все документы для регистрации кандидата предоставляются кандидатом в Избирательную комиссию Камчатского края одновременно - не ранее чем за 55 дней и не позднее, чем на 45 дней до дня голосования - до 18 часов по местному времени.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Быков В.В. для регистрации кандидатом на должность губернатора Камчатского края представил в Избирательную комиссию Камчатского края 60 листов поддержки с 60 подписями депутатов представительных органов муниципальных образований, в числе которых 28 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, собранных на территории 8 муниципальных районов и городских округов.
30 июля 2020 года административным истцом лично исключена одна подпись депутата представительного органа муниципального района в связи с допущенным им превышением числа подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов, максимальное количество которых установлено пунктом 5 Постановления от 12 июня 2020 года N 83/464 и составляет не более 27.
После исключения кандидатом на должность губернатора Камчатского края Быковым В.В. ранее представленной подписи депутата Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района Мартыненко А.А. для регистрации в итоге было представлено 59 листов поддержки кандидата с 59 подписями депутатов представительных органов муниципальных образований, в том числе 27 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, собранных на территории 8 муниципальных районов и городских округов.
В результате проверки достоверности подписей и соответствующих им сведений, содержащихся в листах поддержки кандидата Быкова В.В, 2 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований были признаны недостоверными.
Постановлением от 4 августа 2020 года N 104/600 Избирательная комиссия Камчатского края отказала в регистрации кандидата на должность губернатора Камчатского края Быкова В.В, поскольку количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, составило 57, в том числе 27 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, собранных на территории 8 муниципальных районов и городских округов Камчатского края, тогда как для регистрации кандидатом на должность губернатора Камчатского края должны быть представлены не менее 58 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в том числе, не менее 25 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных глав муниципальных районов и городских округов, собранных на территории 11 муниципальных районов и городских округов Камчатского края.
Кроме того, кандидатом на должность губернатора Камчатского края Быковым В.В. нарушена форма списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата при проведении досрочных выборов губернатора Камчатского края 13 сентября 2020 года, утвержденная постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 13 июня 2020 года N 84/470, в части наименования и содержания графы 4 таблицы, в которой не указан статус лиц, проставивших свои подписи в листах поддержки кандидата.
Суд, признавая законным решение об отказе в регистрации кандидата, руководствовался приведенными положениями и пришел к правильному выводу об отсутствии у Избирательной комиссии Камчатского края правовых оснований для регистрации Быкова В.В. кандидатом на должность губернатора Камчатского края, с которым соглашается судебная коллегия, исходя из следующего.
Согласно подпунктам "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Основания для признания подписей недостоверными и недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 указанного федерального закона.
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в").
Аналогичные положения содержатся в подпункте 6 части 2 статьи 32, пункте 3 части 9(8) статьи 31 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77.
Как следует из оспариваемого решения избирательной комиссии кандидатом в избирательную комиссию представлены листы поддержки с 59 подписями депутатов, из которых 2 подписи были признаны недействительными.
Так, в листе поддержки депутата Мишуковой Е.Г. указано, что она является депутатом Собрания депутатов Запорожского сельского поселения Камчатского края. Между тем, согласно сведений Думы Усть-Большерецкого муниципального района Мишукова Е.Г. на момент сбора подписи являлась депутатом Думы Усть-Большерецкого муниципального района на основании решения Собрания депутатов Запорожского сельского поселения от 6 марта 2017 года N 72 "Об избрании депутата в состав из числа депутатов Думы Усть-Большерецкого муниципального района из числа депутатов Собрания депутатов Запорожского сельского поселения".
Учитывая, что в листе поддержки депутата Мишуковой Е.Г. указаны сведения о ее статусе, не соответствующие действительности, данная подпись обоснованно признана недействительной.
Приложением 10 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ утверждена форма листа поддержки кандидата.
Как следует из содержания пункта 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 3 статьи 30 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77 листы поддержки кандидата представляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством не предусмотрена возможность предоставления листа поддержки в копии. Общие положения законодательства о нотариате в данном случае применению не подлежат, учитывая специальное регулирование правоотношений по реализации гражданами права на участие в выборах.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма содержится в пункте 9 части 9(8) статьи 31 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77.
В результате проверки листов поддержки кандидата административным ответчиком было выявлено, что сведения о депутате Кергувье Татьяны Александровны не соответствуют действительности. В листе поддержки кандидата указана дата рождения - 3 июня 1960 года, тогда как согласно ответу Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 29 июля 2020 года N 8/60-6065 Кергувье Т.А, "данные изъяты".
2 августа 2020 года взамен листа поддержки с подписью с указанием даты рождения, не соответствующей действительности, была представлена нотариальная копия листа поддержки Кергувье Т.А. с достоверной датой рождения.
Принимая во внимание, что форма листа поддержки депутата Кергувье Т.А. не соответствует требованиям, установленным как федеральным, так и региональным законодательством, вопреки доводам административного истца подпись Кергувье Т.А. не может быть признана действительной.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о предоставлении 4 сентября 2020 года Избирательной комиссии Камчатского края подлинного листа поддержки депутата Кергувье Т.А, поскольку согласно уведомлению от 30 июля 2020 года замену листа поддержки кандидат вправе был произвести не позднее, чем за один день до дня заседания Избирательной комиссии Камчатского края, однако данным правом Быков В.В. не воспользовался.
Кроме того, как пояснила представитель административного ответчика в суде апелляционной инстанции, Быков В.В. ходатайства в ходе заседания Избирательной комиссии Камчатского края о замене листа поддержки депутата Кергувье Т.А. не заявлял и доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, избирательная комиссия пришла к правильному выводу о недостаточном количестве достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимом для поддержки выдвижения кандидата на должность губернатора Камчатского края (57 вместо 58 подписей).
Исследовав листы поддержки кандидата на должность губернатора Камчатского края, представленные Быковым В.В, суд первой инстанции обоснованно указал, что из 14 муниципальных районов и городских округов Камчатского края в поддержку кандидата Быкова В.В. поставили свои подписи депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов только из 8 муниципальных районов и городских округов, то есть менее чем из трех четвертей муниципальных районов и городских округов Камчатского края.
Данный вывод суда основан на положениях абзаца 9 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", части 5 статьи 29 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77, согласно которым количество муниципальных районов и городских округов, на территориях которых кандидатом собраны листы поддержки, подлежит определению на основании подписей депутатов представительных органов именно муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Представленными доказательствами наличие подписей депутатов, имеющих указанный статус, в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Камчатского края не подтверждено.
Выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) проводятся в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". В частности, пунктом 3 статьи 18 указанного закона установлены требования к замещению должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Так, в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления.
Целью принятия постановления Избирательной комиссией Камчатского края о необходимом числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность губернатора края, является определение количественных показателей подписей, исходя из категорий выборных лиц местного самоуправления, указанных федеральным законодателем.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами федерального законодательства в части определения необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов из необходимого числа муниципальных районов, городских округов Камчатского края.
Доводы административного истца об отсутствии указаний в избирательном законодательстве о необходимости предоставления листов поддержки именно районных депутатов являются несостоятельными.
Также самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата явилось наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункт "4" части 2 статьи 32 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77).
Во исполнение требований пункта 18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, частей 9 и 14 статьи 29 Закона Камчатского края от 27 июня 2012 года N 77, избирательной комиссией принято постановление от 13 июня 2020 года N 84/470 "О порядке приема листов поддержки кандидатов на должность Губернатора камчатского края и проверки достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на должность Губернатора камчатского края" (далее - Список), приложением которого утверждена форма списка лиц, поставивших свои подписи в листах поддержки кандидата. В частности, в графе 4 Списка кандидату на должность губернатора Камчатского края необходимо указать "Статус лица: депутат представительного органа муниципального образования (с указанием наименования представительного органа муниципального образования), глава муниципального образования, (с указанием наименования муниципального образования)".
Таким образом, необходимость указания в представленном Списке статуса лица является прямым требованием избирательного законодательства, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Указанные требования Быковым В.В. не соблюдены, в представленном им списке лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, не указан статус этих лиц.
При таких обстоятельствах, решение избирательной комиссии в указанной части соответствует обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, и согласуется с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу, а доводы административного истца об отсутствии оснований к отказу в регистрации кандидата за нарушение формы Списка являются несостоятельными.
Утверждения представителя административного истца о противоречии федерального избирательного законодательства и закона субъекта Конституции Российской Федерации, изложенные в дополнительных пояснениях суду первой инстанции, судебной проверке в рамках настоящего административного дела не подлежат.
Нарушений избирательных прав административного истца оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Камчатского края не допущено.
Суждения апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой не имеется.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, следовательно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда по доводам апелляционной жалобы не может быть отменено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быкова В.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.