Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Бочарова И.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача г. Москвы от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года, вынесенные в отношении ГУП "Московский метрополитен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача г. Москвы от 19 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года и решением судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года, ГУП "Московский метрополитен" (далее также предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Бочаров И.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ГУП "Московский метрополитен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 11 которого определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно пункта 4.4.2 СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов" работники метрополитенов должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.
На основании пункта 1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
В силу пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Национальный календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125-H.
Раздел 6 СП 3.1.2952-11 "Профилактика краснухи и эпидемического паротита" устанавливает правила профилактики кори, краснухи и эпидемического паротита. Иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт 6.2.).
На основании пункта 2.13 СП 2.2.2.1327-03 от 26.05.03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения в ГУП г. Москвы "Московский метрополитен" плановой выездной проверки 04 мая 2018 г. были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: по адресам "адрес" персонал здравпунктов электродепо "Измайлово, "Новогиреево", "Черкизово" не проходит предварительные и периодические медосмотры с оформлением акта заключительной комиссии, профилактическая иммунизация персонала не проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.
По адресам г "адрес" флюорографии или рентгенографии, у которых от последнего обследования прошло более 6 месяцев (обследования проводились однократно в 2017 и 2018 годах); сотрудники здравпункта не привиты против кори, вирусного гепатита "В", а также дифтерии в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. N 125-н
По адресам: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 95, Варшавское шоссе, д. 93, проезд Шипиловский, д. 41, Каширское шоссе, д. 36 в здравпунктах электродепо "Варшавское", "Замоскворецкое" и станций "Анино", "Орехово", "Каширская" - сведения о предварительных или периодических медицинских осмотрах на сотрудников здравпунктов в 2016-2017 годах отсутствуют; на работников здравпунктов отсутствуют сведения о профилактических прививках против дифтерии, кори и вирусного гепатита "В" в соответствии с календарем прививок и действующими санитарными правилами.
По адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 93 Электродепо "Замоскворецкое" не все рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, прошли обязательные периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации: а именно не представлены сведения по результатам ПМО за 2015, 2016 годы - необследованные работники и непрошедшие ПМО (отказ от прохождения; не представлены сведения по выполнению мероприятий по дальнейшему трудоустройству работников, имеющих противопоказания к работе с вредными и опасными условиями труда на предприятии. Не представлены сведения по результатам очередного ПМО за 2017 г.
По адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 95 не все рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, прошли обязательные периодические медицинские осмотры за 2016 г. - 231 человек; за 2015 г. не прошли медкомиссию 147 человек; по выполнению мероприятий по дальнейшему трудоустройству работников имеют: противопоказания к работе с вредными и опасными условиями труда на предприятии - 6 человек за 2016 г.; мойщики-уборщики помещений и подвижного состава, занятые на работах с вредным производственным фактором-синтетические моющие средства, дезинфицирующие средства, которые применяются в соответствии с инструкцией в электродепо, не проходят обязательные периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ МЗМС РФ N 302-Н от 12.04.2011 г.).
По адресу: г. Москва, ул. Кольская, д. 4 имеются комнаты отдыха машинистов, оборудованные кроватями. Постельные принадлежности выдаются и заменяются персоналом электродепо "Свиблово". Медицинский осмотр сотрудников не организован. Медицинские книжки отсутствуют.
По адресам: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 21, стр. 1; г. Москва, Павелецкая пл. д. 1, Зацепский вал, д. 14/43, ул. Луганская, д. 13; г. Москва, Ореховый бульвар, д. 16; г. Москва, Ореховый бульвар, д. 47/33; г. Москва, Балаклавский проспект, д. 7 информация по результатам предварительных (периодических) медицинских осмотров сотрудников не представлена, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. М302н
Судебные инстанции с этими выводами административного органа согласились.
Обстоятельства совершенного предприятием административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 37 - 38), актом проверки (л.д. 42 - 75) и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние предприятия квалифицировано по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что предприятие имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из доводов поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования.
Несогласие заявителя с выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм указанного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок привлечения предприятия к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного санитарного врача г. Москвы от 19 июня 2018 года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 14 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 28 мая 2019 года, вынесенные в отношении ГУП "Московский метрополитен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Бочарова И.В. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.