Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника Кожуховского А.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N83 Тверской области от 1 июля 2019 года, вынесенное в отношении Кузьминова Николая Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N83 Тверской области от 1 июля 2019 года Кузьминов Н.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Защитник Кожуховский А.А. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанного судебного акта.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Административная ответственность по части 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из представленных материалов, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка на предмет исполнения ранее выданного Кузьминову Н.Б. предписания от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушения земельного законодательства Российской Федерации, выразившегося в неиспользовании земельного участка, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства в указанных целях.
В ходе проверки должностными лицами Управления Росреестра по Тверской области было установлено, что требования предписания в установленный срок исполнены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кузьминова Н.Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако с принятым по делу постановлением согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установленная частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В силу пункта 129 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности за умышленное неисполнение предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, подлежит выяснению также вопрос о вручении акта проверки и предписания лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении за неисполнение предписания.
Признавая Кузьминова Н.Б. виновным в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор, от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом мировой судья посчитал установленным факт вручения Кузьминовым Н.Б. указанного предписания. Судья указал, что предписание направлено в адрес Кузьминова Н.Б. почтовым отправлением.
Между тем, должностным лицом Управления Росреестра по Тверской области не представлены доказательства подтверждения вручения Кузьминову Н.Б. предписания. При этом само по себе направление предписания почтовой связью не может служить подтверждением вручения предписания лицу, за неисполнение которого оно привлекается к административной ответственности.
Иные меры, направленные на вручение предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, должностным лицом не принимались.
Доказательств недобросовестного поведения Кузьминова Н.Б. в связи с отказом от получения предписания материалы не содержат.
Кроме того Кузьминов Н.Б. в жалобе указал, что имеет разрешение на строительство индивидуального жилого дома, строительство которого ведет на одном из своих семи земельных участков, земельные участки пытался объединить в один, в том числе и рассматриваемый. При этом процесс объединения земельных участков стал возможен только после изменений Правил землепользования и застройки муниципального образования "адрес"" в части исключения запрета максимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1500 кв.м, внесенных по результатам судебного спора, а также после получения доступа к вновь образуемому участку со стороны собственника смежного участка.
Из представленных с настоящей жалобой заключения и справки кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семь земельных участков, в том числе рассматриваемый, используются как один, огорожены общим забором, за исключением береговой полосы реки. Ранее в ДД.ММ.ГГГГ Кузьминову Н.Б. было отказано в объединении земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьминов Н.Б. оформил право собственности на объединенный земельный участок, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, приложенной к жалобе.
При таких данных, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также того обстоятельства, что законность предписания судебными инстанциями должным образом не проверена, позиция Кузьминова Н.Б. о невозможности исполнения неполученного им предписания на данной стадии опровергнута быть не может, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего дела.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы Кузьминова Н.Б. срок давности привлечения к административной ответственности истек и возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление мирового судьи судебного участка N 83 Тверской области от 1 июля 2019 года, вынесенное в отношении Кузьминова Н.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N83 Тверской области от 1 июля 2019 года, вынесенное в отношении Кузьминова Николая Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.