Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда направленную ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением в суд первой инстанции (поступила в суд кассационной инстанции с делом ДД.ММ.ГГГГ) кассационную жалобу заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ГРАЖДАНСТРОЙ" на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 января 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Кульчицкой Лилии Владимировны к администрации города Смоленска о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кульчицкая Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации г. Смоленска от 8 июля 2014 года N 1223-адм "Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске" в части утверждения этого проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым N.
Заявленные административным истцом требования были мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка с кадастровым N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в "адрес". Установленные оспариваемым нормативным актом красные линии проходят по указанному участку, разделяя его на несколько частей (большая из которых отнесена к территории общего пользования, предназначенной для создания улицы), и фактически изменяя границы установленных органом местного самоуправления функциональных и территориальных зон, что противоречит Генеральному плану г. Смоленска, в соответствии с которым участок находится в пределах функциональной зоны застройки многоэтажными жилыми домами, а также Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, согласно которым земельный участок полностью располагается в пределах территориальной зоны Ж3 (Зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), и нарушает права Кульчицкой Л.В, не имеющей возможности осваивать участок в целях, предусмотренных регламентом названной территориальной зоны, создавая правовую неопределенность судьбы этого земельного участка, находящегося в частной собственности и планируемого к использованию в публичных интересах.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 января 2020 года, признано недействующим постановление администрации г. Смоленска от 8 июля 2014 года N 1223-адм "Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске" в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым N. Названным решением с администрации г. Смоленска в пользу Кульчицкой Л.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель заинтересованного лица ООО "ГРАЖДАНСТРОЙ" - генеральный директор данной организации Петров С.В. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 января 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Полагает, что судами нижестоящих судебных инстанций были ошибочно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Представитель заинтересованного лица ООО "ГРАЖДАНСТРОЙ" по доверенности Степанова Т.В. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержала, по изложенным в ней доводам.
Участвовавший в рассмотрении дела прокурор Слободин С.А. полагал кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты, законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5).
В соответствии с положениями статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ).Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 ГрК РФ). Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1, 3). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ). Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить.
Судами нижестоящих судебных инстанций было установлено, что Кульчицкая Л.В. является собственником земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", право собственности административного истца на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с Генеральным планом г..Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, данный земельный участок располагается в пределах 2-х функциональных зон - зоны застройки многоэтажными жилыми домами и зоны жилой застройки смешанной этажности, а согласно Правилам землепользования и застройки г..Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N - в пределах территориальной зоны ЖЗ (Зона застройки много этажными жилыми домами от 5 этажей и выше с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры). При этом Генеральным планом г..Смоленска в непосредственной близости от указанного участка административного истца предусмотрено строительство магистральной улицы, включающей автомобильную дорогу общего пользования, что также предусмотрено и Правилами землепользования и застройки г..Смоленска, в соответствии с которыми названная дорога не проходит по данному участку земли, прилегая к нему. Постановлением администрации г..Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден проект планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в г..Смоленске в составе соответствующих чертежей межевания и Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристик планируемого развития территорий и систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения территории (ЮГ-III) в г..Смоленске.
Данное постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в Смоленской областной общественно-политической газете "Рабочий путь". Вышеназванный проект планировки территории предполагает застройку проектируемой территории жилыми домами проекта повторного применения, которые представлены 5-17-этажными зданиями повышенной комфортности с устройством в некоторых домах встроенных помещений социально-гарантированного обслуживания. Проектом предусматривается размещение на отведенной территории размещение 12 кварталов многоэтажной застройки, в которых предполагается строительство отдельных подземных паркингов. Основным планировочным мероприятием является расширение "адрес" и строительство магистрали районного значения, а также жилых и второстепенных улиц и проездов. Общегородские магистрали запроектированы в красных линиях. Согласно входящему в состав проекта планировки территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске чертежу межевания (Границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения) земельный участок с кадастровым N расположен в границах 2-х функциональных зон: 1) земельные участки размещения объектов транспортной инфраструктуры (обозначен красными линиями); 2) земельные участки размещения подземных автостоянок (формируемые земельные участки N и N).
По данному участку проходят красные линии и запроектирована улица N, которая согласно Положению о размещении объектов капитального строительства, характеристик планируемого развития территорий и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения территории общественно-жилого центра (Юг-III) в городе Смоленске определена в качестве магистральной улицы общегородского значения (пункт 2 раздела "Проектные решения").Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки г..Смоленска устанавливают иное проектное предложение по проектируемой в проекте планировки улице N, исключающее прохождение последней по участку административного истца. Постановление администрации г..Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении проекта планировки территории общественно-жилого центра (ЮГ-III) в городе Смоленске" в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым N противоречит Генеральному плану г..Смоленска и Правилам землепользования и застройки г..Смоленска, в связи с чем, подлежит признанию недействующим в соответствующей части.С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда.
Указанные выводы судов судебная коллегия полагает верными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, свидетельствующим о том, что оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления не соответствует Генеральному плану г..Смоленска, в части определенного последним местоположения вышеназванного линейного объекта, что, с учетом существенного характера данного несоответствия, обоснованно было расценено судами как противоречие оспариваемого акта Генеральному плану г..Смоленска и Правилам землепользования и застройки г..Смоленска. С учетом этого, выводы судов о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленного Кульчицкой Л.В. административного иска, основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.При таких обстоятельствах, доводы кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судов, по мотивам неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении. Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически уже были предметом рассмотрения при апелляционном производстве по настоящему делу, в ходе которого судом апелляционной инстанции им была дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикцииопределила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 21 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя заинтересованного лица генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ГРАЖДАНСТРОЙ" Петрова Сергея Витальевича - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 5 августа 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.