Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Войты И.В, Сорокина С.В, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" на решение Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года N 239-к/14 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма" (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а- 72/2019).
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокина С.В, заключение прокурора, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема -Иваново" (далее - ООО "РегионИнфраСистема - Иваново"), осуществляющее очистку сточных вод в границах городского округа Кинешма Ивановской области, обратилось в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 7.1 Приложения 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года N 239-к/14 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", которым на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года для Общества установлены одноставочные тарифы в сфере водоотведения (очистка сточных вод), с календарной разбивкой по полугодиям (далее - Постановление N 239-к/14).
Требования мотивированы тем, что в нарушение положений закона при установлении тарифов административным ответчиком неправомерно отказано во включении в необходимую валовую выручку затрат на аренду земельных участков и понесенных в истекшем периоде экономически обоснованных расходов. Кроме этого, административным ответчиком необоснованно уменьшены расходы по отдельным статьям затрат: на оплату труда производственного персонала и отчислений на социальные нужды, на тепловую энергию для технологических нужд и на электрическую энергию. Недостижение уровня затрат приведет к осуществлению неэффективной экономической деятельности и образованию у административного истца убытков.
Решением Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемый в указанной части нормативно-правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе административный истец ООО "РегионИнфраСистема - Иваново" просит указанные судебные акты изменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, дополнив основания удовлетворения требований, указанные в настоящей кассационной жалобе.
Приводит доводы о том, что в указанных судебных актах необоснованно отклонены доводы административного истца, касающиеся расходов на приобретение электроэнергии.
Полагает, что в данном случае показатель удельного расхода электрической энергии определяется по данным бухгалтерского учета и статистической отчетности административного истца за три предыдущих периода, то есть за 2015-2017 годы.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Ивановской области представлены возражения.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Судами по делу установлено, что Постановление N 239-к/14 принято уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликовано.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производится с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Указанным Постановлением N 239-к/14 установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма Ивановской области, с календарной разбивкой согласно Приложению 1.
Согласно пункту 7.1 указанного Приложения 1 установлены тарифы на очистку сточных вод для ООО "РегионИнфраСистема - Иваново" для бюджетных и прочих потребителей в размере на период:
с 01.01.2019г. по 30.06.2019г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2019г. по 31.12.2019г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2020г. по 30.06.2020г. - 19, 84 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2020г. по 31.12.2020г. - 20, 71 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2021г. по 30.06.2021г. - 20, 71 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2021г. по 31.12.2021г. - 20, 03 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2022г. по 30.06.2022г. - 20, 03 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2022г. по 31.12.2022г. - 20, 55 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.01.2023г. по 30.06.2023г. - 20, 55 руб. за 1 куб.м. без учета НДС;
с 01.07.2023г. по 31.12.2023г. - 12, 52 руб. за 1 куб.м. без учета НДС.
ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" осуществляет очистку стоков, оказывая гарантирующей организации ООО "Водоканал-Сервис" услугу по очистке сточных вод, при этом, регулируемую деятельность по предоставлению коммунальной услуги по водоотведению административный истец осуществляет на основании заключенного с администрацией городского округа Кинешма концессионного соглашения от 18 июля 2013 года N 1 с правом использования муниципального имущественного комплекса сроком на 15 лет.
В связи с обращением ООО "РегионИнфраСистема - Иваново" в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об утверждении долгосрочных тарифов на водоотведение на 2019-2023 годы и представлением обосновывающих документов органом тарифного регулирования приказом от 3 мая 2018 года N 15-у/1 открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов), по итогам которой 19 декабря 2018 года составлено экспертное заключение, тарифы для ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" установлены с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования.
Удовлетворяя заявленные требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что примененный способ расчета заявленных административным истцом затрат по статье "расходы на тепловую энергию для технологических нужд" не предусмотрен положениями Основ ценообразования и Методических рекомендаций, что повлекло признание Постановления N239-к/14 в оспариваемой части, недействующим.
Вместе с тем, разрешая административное дело, суды признали правильным расчет органа регулирования удельного расхода электроэнергии с учетом имеющихся фактических данных ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" за 2017 год.
Указанные расходы приняты в расчете тарифов на 2019 год в размере 6017, 135 тыс. руб. против заявленных административным истцом 8113, 552 тыс.руб.
Согласно экспертному заключению расходы по данной статье органом регулирования определены исходя из фактического годового объема электроэнергии, необходимого для осуществления регулируемого вида деятельности в сфере очистки сточных вод, в соответствии с представленными счетами-фактурами за 2017 год в размере 939, 452кВтч. Средневзвешенный тариф за 2017 года рассчитан в размере 5, 82108 тыс. руб./кВтч. С учетом применения индексов роста цен на электрическую энергию, рекомендованных Минэкономразвития на 2018, 2019 годы в размере 103, 9% и 105, 9% средний тариф на 2019 год составил 6, 40494 тыс. руб./кВтч. Удельный расход электрической энергии на 2019 год рассчитан исходя из планового объема электрической энергии в размере 939, 452 кВтч. (который равен фактическому объему за 2017 год) и планового объема сточных вод в размере 2498, 468 тыс. руб.м.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Удельный расход электрической энергии является одним из долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемый на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации (пункт 79 Основ ценообразования).
Отклоняя довод ООО "РегионИнфраСистема-Иваново" о необходимости расчета удельного расхода электроэнергии с учетом данных об объеме принятых сточных вод и среднего фактического удельного расхода электрической энергии исходя из бухгалтерской и статистической отчетности за три предыдущих года, суды двух инстанций исходили из того, что такой расчет, предлагаемый административным истцом, действующими нормативными правовыми актами в области тарифного регулирования не предусмотрен.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и принятыми судебными актами, поскольку нормы материального права применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованных судебных актов также не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ивановского областного суда от 29 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.