N 88А-18740/2020
г. Москва 7 августа 2020 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Кисерман Натальи Николаевны на определение судьи судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 мая 2020 года, которым удовлетворено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, по административному делу по административному иску Кисерман Н.Н. к администрации Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным (присвоенный судом первой инстанции номер материала: N 13а-124/2020), установил:
решением Шуйского городского суда Ивановской области от 25 декабря 2015 года, вступившим в законную силу 2 февраля 2016 года, удовлетворен административный иск Кисерман Н.Н. - признано незаконным бездействие администрации Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в не проведении процедуры перевода земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", с кадастровым номером N, из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов с возложением обязанности внести изменения в генеральный план Остаповского сельского поселения, включив в его границы указанный земельный участок в срок до 1 июня 2016 года.
16 мая 2017 года в исполнительном производстве по указанному судебному акту произведена замена должника с администрации Остаповского сельского поселения на администрацию Шуйского муниципального района Ивановской области.
Определением Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 года в удовлетворении заявления администрации Шуйского муниципального района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 мая 2020 года отменено определение Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 года, принят новый судебный акт, которым администрации Шуйского муниципального района Ивановской области предоставлена отсрочка исполнения решения Шуйского городского суда Ивановской области от 25 декабря 2015 года на срок до 31 декабря 2020 года.
В кассационной жалобе взыскатель Кисерман Н.Н. просит отменить определение судьи судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 мая 2020 года ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
С учетом доводов кассационной жалобы и изученного материала, прихожу к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328, пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Отказывая в удовлетворении заявления административного ответчика Кисерман Н.Н. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют независящие от должника причины, исключающие возможность исполнения судебного акта в установленные сроки, поскольку не имеется препятствий для принятия необходимых мер по завершению процедуры перевода земельного участка административного истца в категорию земель населенных пунктов.
Отменяя определение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление должника о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что имеются препятствия к исполнению решения суда в виде отсутствия установленного на уровне субъекта Российской Федерации порядка деятельности согласительной комиссии, к компетенции которой относится согласование проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя ввиду следующего.
Из изученного материала следует, что администрация Шуйского муниципального района мотивирует свое заявление об отсрочке исполнения решения суда ссылаясь на положения части 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также необходимостью проведения согласительных процедур, которые в настоящее время не регламентированы законодательством субъекта Российской Федерации, ссылается на получение отказа в согласовании разработанного проекта генерального плана Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области.
Частью 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия.
Между тем, решением Шуйского городского суда Ивановской области от 25 декабря 2015 года постановлено включить земельный участок Кисерман Н.Н. в границы Остаповского сельского поселения и внести соответствующие изменения в генеральный план данного поселения.
Таким образом, данным решением суда разрешен вопрос об изменении генерального плана и границ Остаповского сельского поселения путем включения в генеральный план и границы поселения земельного участка Кисерман Н.Н, при этом приведенные выше положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагают, что решение суда по данному вопросу может быть преодолено принятием какого-либо решения органом местного самоуправления или созданной им комиссией, в порядке статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Более того, в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Имеющиеся у должника - администрации Шуйского муниципального района препятствия по процедуре перевода иных земельных участков из одной категории в другую, не являются основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта в отношении земельного участка взыскателя Кисерман Н.Н.
При указанных обстоятельствах определение судьи судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 мая 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем данное определение подлежит отмене, а определение Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 года следует оставить в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 19 мая 2020 года отменить, оставить в силе определение Шуйского городского суда Ивановской области от 11 марта 2020 года.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.