N 88А-18745/2020
г. Москва 17 августа 2020 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу административного ответчика Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира на определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 мая 2020 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному иску Жуковой Нины Григорьевны к управлению капитального строительства администрации г. Владимира о признании действий незаконными (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-269/2016), установил:
определением Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 мая 2020 года, частично удовлетворено заявление Жуковой Н.Г. о взыскании с Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира судебных расходов в сумме 20 300 рублей.
В поданной кассационной жалобе административный ответчик Управление архитектуры и строительства администрации г. Владимира просит отменить судебные акты о взыскании судебных расходов ввиду нарушения норм процессуального права.
Указывает, что административным истцом пропущен срок обращения с заявлением о взыскании судебных расходов, так как судебный акт, принятием которого закончилось рассмотрение настоящего административного дела, вступил в законную силу 24 февраля 2016 года, а с заявлением о взыскании судебных расходов Жукова Н.Г. обратилась только 30 декабря 2019 года.
Полагает, что течение срока на обращение с заявлением о взыскании судебных расходов необходимо исчислять с даты вступления в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 20 января 2016 года и административным истцом пропущен не только срок на обращение с заявлением о взыскании судебных расходов согласно статье 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, но и общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
От административного истца поступили возражения относительно кассационной жалобы, в которых административный истец указывает, что обратилась с заявлением о взыскании судебных расходов в срок, установленный статьей 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, течение которого необходимо исчислять со дня вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ как это разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N26 от 09 июля 2019 года.
С учетом доводов кассационной жалобы и изученного материала оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328, пунктом 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В абзаце 1 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации до 1 октября 2019 года не содержал нормы, устанавливающей срок обращения с заявлением о возмещении судебных расходов.
Из части 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, начинает исчисляться со дня вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции Федерального закона N 451-ФЗ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда" днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда считается 1 октября 2019 года.
Таким образом, срок обращения с заявлением о взыскании судебных расходов с должен исчисляться с 1 октября 2019 года.
Из материалов дела видно, что заявление о взыскании судебных расходов с приложенными документами подано административным истцом 30 декабря 2019 года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока были проанализированы и отвергнуты судами с подробным приведением мотивов в обжалованных судебных актах.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов двух инстанций не имеется.
Основания для отмены судебных актов в кассационном порядке, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Октябрьского районного суда г. Владимира от 25 февраля 2020 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 7 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.