Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутырского межрайонного прокурора города Москвы в интересах Казанцеву Е.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения и действий Департамента городского имущества г.Москвы, возложении обязанности (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-4986/2019)
по кассационному представлению прокурора города Москвы, кассационной жалобе Казанцеву Е.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Остарковой Т.А, поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения Казанцевой Е.В. и ее представителя Лавровой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы Мартыновой А.А, возражавшей против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бутырский межрайонный прокурор г.Москвы обратился в суд в интересах Казанцевой Е.В. с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее также - ДГИ г.Москвы) о признании незаконным и отмене уведомления Департамента городского имущества города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-/0/-1 об отказе в предоставлении государственной услуги Казанцевой Е.В.; признании незаконными действий Департамента городского имущества города Москвы по определению имущественной обеспеченности Казанцевой Е.В, Казанцевой Д.В. и Казанцевой Л.Е, об отказе в признании малоимущей Казанцевой Е.В. в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования); возложении обязанности на Департамент городского имущества города Москвы повторно рассмотреть заявление Казанцевой Е.В. о признании малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых смещениях; возложении обязанности на Департамент городского имущества города Москвы признать Казанцеву Е.В. малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Исковые требования мотивированы тем, что Казанцева Е.В. в составе семьи из трех человек (Казанцева Е.В, Казанцева Д.В, Казанцева Л.Е.) зарегистрирована в однокомнатной "адрес" по адресу: "адрес", которая принадлежит Казанцевой Е.В. на праве собственности.
Распоряжением префекта Северо-Восточного административного округа г. Москвы от 26.12.2017 данная квартира признана непригодной для проживания инвалида-колясочника и членов его семьи.
Также Казанцева Е.В. является собственником жилого помещения площадью 10, 5 кв.м, по адресу: "адрес", которое постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от 28.02.2018 также признано непригодным для проживания ннвалида-колясочника.
ДД.ММ.ГГГГ Казанцевой Е.В. подано заявление в ДГИ г. Москвы о признании ее и членов ее семьи малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ДГИ г. Москвы отказано заявителю, а также членам ее семьи в предоставлении государственной услуги. Отказ в предоставлении государственной услуги истец считает незаконным.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах Казанцеву Е.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным решения, действий, возложении обязанности, было отказано.
В кассационном представлении прокурор города Москвы выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что судами существенно нарушены нормы материального права.
Указывает, что постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими.
При этом судами не приняты во внимания требования пунктов 3.1, 3.5, 3.5.1. вышеуказанной Методики. В соответствии с п. 3.5.1. Методики стоимость земельных участков (долей, паев), недвижимого имущества (строений, помещений, сооружений) (долей, паев) учитывается по кадастровой стоимости, при этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
Кадастровая стоимость жилых помещений необоснованно включена ответчиком в стоимость находящего в собственности имущества при расчете имущественной обеспеченности. Ссылки суда на то, что принадлежащие Казанцевой Е.В. объекты недвижимости являются пригодными для проживания остальных граждан, не отнесенных к категории инвалидов, и могут быть ею реализованы и в связи с этим включены в стоимость находящегося в собственности имущества, не основаны на нормах материального права, фактически им противоречат.
В кассационной жалобе Казанцева Е.В. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что судами существенно нарушены нормы материального права. Ссылается на нарушение п.1 ст. 51, п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит кассационное представление и кассационную жалобу подлежащими удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казанцева Е.В. в составе семьи из трех человек зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", площадью 38, 5 кв.м. Собственником помещения, по указанному адресу является Казанцева Е.В.
Распоряжением Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы от 26.12.2017 квартира по адресу: "адрес", признана непригодной для проживания инвалида-колясочника и членов её семьи.
Кроме того, Казанцевой Е.В. принадлежит комната, площадью 10, 5 кв. м, в коммунальной квартире, по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от 28.02.2018 N комната размером 10, 5 кв. м. в коммунальной квартире по адресу: "адрес", принадлежащая Казанцевой Е.В, признана непригодной для проживания инвалида - колясочника Казанцевой Е.В.
Казанцева Е.В. обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о принятии семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением от 11.12.2018 заявителям отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что имущественная обеспеченность Казанцевой Е.В. и членов ее семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Из уведомления следует, что стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления на одного человека составляет 4950180 руб.
Суд установил, что имущественная обеспеченность указанных заявителей (6113878 руб. 65 коп.) больше стоимости (4950180 руб. 00 коп.) общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, т.е. указанные заявители не признаны малоимущими.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 15, 49, 50, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", ч.1, 2 ст.2, п. 2 ст. 8 Закона г.Москвы N7 "О порядке признания жителей г.Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", постановлением Правительства Москвы от 06 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", ст.53 Закона г.Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из положений Закона г.Москвы N7 "О порядке признания жителей г.Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", Постановлением Правительства г.Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" следует, что имущественная обеспеченность семьи истца больше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для признания заявителей малоимущими в целях признания их нуждающимися в жилых помещениях.
С указанными выводами суда первой инстанции согласилась апелляционная инстанция.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьями 49, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок и условия постановки граждан на учет, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также снятие жителей города Москвы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
имеют гражданство Российской Федерации;
проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей г.Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утверждена Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Методика).
Согласно п. 1.2. Методики малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения члена семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
Стоимость жилого помещения, необходимого семье, определяется как произведение общей площади жилого помещения, необходимого семье, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра типового жилья.
В соответствии с п. 2.2 общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Пл.необх), определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, по формуле:
Пл.необх = (Пл. чел х Числ.чл.сем) - Пл.соб.сем, где:
Числ.чл.сем - число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3.3 настоящей Методики;
Пл.чел - норма предоставления на одного человека (18 квадратных метров);
Пл.соб.сем - общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности либо являются нанимателями по договору социального найма.
В случае если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме, установленной законом города Москвы на каждого члена семьи, выносится решение об отказе в признании малоимущими.
При определении имущественной обеспеченности заявителей, ДГИ г.Москвы установлено, что она составляет 6113878 руб. 65 коп, что соответствует кадастровой стоимости находящейся в собственности Казанцевой Е.В. жилой площади.
При этом стоимость общей площади жилого помещения, необходимой к приобретению членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека составляет 4 950 180 руб.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационного представления о том, что ДГИ г.Москвы расчет имущественной обеспеченности семьи истца противоречит положениям п.3.5, п.3.5.1 Методики, суд кассационной инстанции считает обоснованными.
В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Еще одним основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является признание помещения непригодным для проживания инвалида в соответствии с пунктом 21 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
В соответствии с частью 1, 2 статьи 2 Закона г. Москвы от 25.01.2009 N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, малоимущими гражданами признаются жители г.Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими.
Суды согласились с позицией ответчика о том, что имущественная обеспеченность заявителей составляет 6 113 878 руб, что соответствует кадастровой стоимости находящейся в собственности Казанцевой Е.В. жилой площади. При этом стоимость общей площади жилого помещения, необходимой к приобретению членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, составляет 4 950 180 руб.
При этом судами не приняты во внимание требования пунктов 3.1, 3.5, 3.5.1. вышеуказанной Методики.
Согласно п.3.1 Методики, имущественная обеспеченность (С) определяется по формуле: С = Дох.сем + И, где: Дох.сем - денежное выражение дохода всех членов семьи (определяется в соответствии с пунктом 3.2 настоящей Методики); И - стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (определяется в соответствии с пунктом 3.5 настоящей Методики).
В соответствии с п. 3.5 Методики стоимость имущества семьи, подлежащего налогообложению (И), определяется путем суммирования стоимости отдельных видов имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности.
Согласно п. 3.5.1. Методики стоимость земельных участков (долей, паев), недвижимого имущества (строений, помещений, сооружений) (долей, паев) учитывается по кадастровой стоимости, при этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
Кадастровая стоимость жилых помещений Казанцевой Е.В. необоснованно включена ответчиком в стоимость находящегося в собственности имущества при расчете имущественной обеспеченности.
Суды указали, что в отношении находящихся в собственности Казанцевой Е.В. жилых помещений приняты решения о непригодности их для проживания инвалида, то есть указанные жилые помещения не являются для Казанцевой Е.В. и членов ее семьи "жилыми помещениями".
Однако суды необоснованно исходили из того, что жилые помещения, непригодные для проживания инвалида, не являются жилыми помещениями по смыслу п. 3.5.1. Методики.
В пункте 3.5.1. Методики прямо указано, что стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.
Таким образом, при толковании положений пункта 3.5.1. Методики суды фактически заменили понятие "жилых помещений" на понятие "жилых помещений, признанных непригодными для проживания инвалида".
Как правильно указано в кассационном представлении, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что принадлежащие Казанцевой Е.В. объекты недвижимости, будучи непригодными для проживания инвалида, являются пригодными для проживания остальных категорий граждан, не отнесенных к категории инвалидов, и могут быть реализованы Казанцевой Е.В, в связи с чем кадастровая стоимость указанных помещений обоснованно включена ответчиком в стоимость находящегося в собственности семьи имущества, не основаны на нормах материального права, фактически им противоречат.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушены нормы материального права, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного судебного постановления.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 декабря 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.