Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Буториной Ж.В, судей Зуевой Н.В. и Коргун Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Порсева Павла Евгеньевича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о признании действий незаконными, обязании признать нуждающимся в жилом помещении (номер дела, присвоенный судом первой инстанции - 2-4494/2019) по кассационной жалобе Порсева Павла Евгеньевича на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 09 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В, объяснения Порсева П.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Порсев П.Е. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о признании действий незаконными, обязании признать нуждающимся в жилом помещении, ссылаясь на нарушение своих прав.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 09 июля 2019 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Порсева Павла Евгеньевича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" о признании действий незаконными, обязании признать нуждающимся в жилом помещении отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 9 июля 2019 г. оставить без изменения.
В кассационной жалобе Порсев П.Е. поставлен вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с существенными нарушениями норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Порсеву П.Е, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказаны обстоятельства, что он состоит либо ранее состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; отсутствие оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения со стороны МО РФ, что не лишает истца права обратиться в органы местного самоуправления для разрешения указанного вопроса, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Закон N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 приведенной статьи).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14).
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона N 76-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 г. N, от 27 октября 2015 г. N 2527-О, от 26 мая 2016 г. N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Порсев П.Е. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ.
В период прохождения военной службы в в/ч N в г. Алейске, истцу на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена служебная жилая площадь, 3-х комнатная квартира в г. Алейске Алтайского края, расположенная по адресу: "адрес", в которой истец проживает в настоящее время.
На момент увольнения имел общую выслугу более 10 лет.
Несмотря на отсутствие решения уполномоченного военного органа по вопросу постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении, приказом командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ за N был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ было принято решение N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В декабре 2018 г. истцом было подано заявление о постановке на учет нуждающихся в постоянном жилье, однако ему также было отказано с указанием на то, что он не является военнослужащим, а потому не может быть признан нуждающимся в жилье.
Исходя из установленных обстоятельств у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в принятии Порсева П.Е. на учет в связи с утратой им статуса военнослужащего.
При указанном отказе в принятии истца на учет в связи с утратой им статуса военнослужащего без проверки факта его нуждаемости в жилье, Порсев П.Е. фактически лишен права на жилище, гарантированного статьей 15 Закона N 76-ФЗ, следовательно, решение и апелляционное определение нельзя признать законным.
Судебная коллегия, установив, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июня 2019 г, а дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2019 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.