Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Овчинниковой Д.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Ерыгина А.Н. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования ОСЗН района Северное Бутово УСЗН ЮЗАО г. Москвы к Ерыгину А. Н. о взыскании переполученной суммы региональной социальной доплаты - удовлетворить, взыскать с Ерыгина А. Н. в пользу ОСЗН района Северное Бутово УСЗН ЮЗАО г. Москвы денежные средства в размере сумма, взыскать с Ерыгина А. Н. в бюджет г. Москвы госпошлину в размере сумма, УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения Юго-Западного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮЗАО г. Москвы) в лице отдела СЗН района Северное Бутово дата обратилось в суд с иском к Ерыгину А.Н. о взыскании суммы региональной социальной доплаты в размере сумма, полученной за период с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, мотивируя обращение тем, что ответчику как неработающему пенсионеру с дата в целях дополнительной социальной поддержки за счет средств городского бюджета г. Москвы назначена региональная социальная доплата к пенсии по старости (далее - РСД), при этом ответчик обязался сообщать о поступлении на работу и получении документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а в случае невыполнения указанных обязательств и получением в связи с этим излишних сумм РСД, - возместить их, в спорные периоды ответчик осуществлял трудовую деятельность в различных организациях, однако сведения о трудоустройстве истцу не предоставил, в связи с чем получал меры дополнительной социальной поддержки для неработающих пенсионеров за счет средств городского бюджета г. Москвы необоснованно.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, ответчик иск не признал.
17.02.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Ерыгин А.Н. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии ответчик Ерыгин А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал; истец УСЗН ЮЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен своевременно надлежащим образом вручением судебного извещения дата (л.д. 74-78).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ерыгин А.Н, паспортные данные, являющийся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", дата обратился в УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, осуществляемой за счет средств городского бюджета как неработающему пенсионеру, в котором обязался сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера или прекращение выплаты доплаты, в том числе, о поступлении на работу (л.д. 21-22).
С дата указанная выплата ответчик назначена, с дата по дата ее ежемесячный размер составлял сумма, а с дата выплата была приостановлена в связи с чем поступлением сведений о работе.
Так, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица имеются периоды работы Ерыгина А.Н. в следующих организациях: с дата по дата в ООО "Мэдокс", с дата по дата в ЗАО "Гостиница Тверская", с дата по дата, с дата по дата в ООО "Капекс", с дата по дата в ООО "Новый импульс", с дата по дата в ООО "Центр эксплуатационных услуг", с дата по дата в филиале КОО "Паргон Констракашн Лимитед", с дата по дата в ООО "Аполло Констракшн", с дата по дата в ООО "Прориэлти" (л.д. 14-20).
дата ОСЗН района Северное Бутово УСЗН ЮЗАО г. Москвы вынесено решение N 73/19 о взыскании с Ерыгина А.Н. излишне выплаченной РСД к пенсии за период с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата размере сумма, в связи с тем, что Ерыгин А.Н. в вышеуказанные периоды числился неработающим и получал региональную социальную надбавку к пенсии, а о факте работы в указанные периоды времени ответчик орган социальной защиты населения адрес своевременно не известил; в решении указано, что в ходе проведенной проверки правомерности начисления РСД дата через электронную систему АСГУФ были запрошены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Ерыгина А.Н, который явившись дата на прием, факт работы подтвердил (л.д. 6-7).
При этом согласно записям в трудовой книжке Ерыгина А.Н. последней записью о работе является запись N 31 о службе в органах внутренних дел МВД и МЧС с дата по дата (л.д. 23-24).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Ерыгин А.Н, являясь получателем региональной социальной доплаты к пенсии из бюджета города Москвы, в этот же период осуществлял трудовую деятельность, органу социальной защиты населения о своем трудоустройстве своевременно не сообщил, что привело к переплате региональной социальной доплаты к пенсии. Поскольку в добровольном порядке Ерыгин А.Н. не возместил излишне полученные им суммы в полном размере, суд первой инстанции, исходя из положений постановления Правительства Москвы от дата N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" и ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за спорный период в размере сумма, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на неверном применении норм материального права и неправильном определении юридически значимых по делу обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Ерыгин А.Н. с декабря 2005 года до дата являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии за выслугу лет как неработающий пенсионер на основании постановления Правительства Москвы от дата N 891 "О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве", которым было утверждено Положение о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета. Ерыгиным А.Н. было взято обязательство в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее ему ежемесячную компенсационную выплату к пенсии по выслуге лет, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение ее размера.
С дата Ерыгину А.Н. взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии в связи с принятием постановления Правительства Москвы от дата N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
Этим же постановлением Правительства Москвы от дата N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абз. 1 п. 13 Порядка указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абз. 2 п. 13 Порядка).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подп. "г" п. 33 Порядка).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абз. 3 п. 13 Порядка).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (п. 35 Порядка).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (п. 41 Порядка).
Согласно п. 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абз. 3 п. 42 Порядка).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от дата N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Изложенные выше нормативные положения, регулирующие спорные отношения, судом применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 с. 56 ГПК РФ).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, при этом суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).
УСЗН ЮЗАО г. Москвы дата обратилось в суд с иском к Ерыгину А.Н. о взыскании задолженности в виде излишне полученной им региональной социальной доплаты к пенсии, представив решение отдела СЗН Северное Бутово ЮЗАО г. Москвы N 73/19 от дата, справку о размере выплаченных Ерыгину А.Н, сумм за период с дата по дата, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Ерыгина А.Н, заявление Ерыгина А.Н. от дата о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, копию его трудовой книжки и паспорта.
Иные доказательства к иску не приложены, в суд первой и апелляционной инстанций не представлены, в том числе не представлены документы, касающиеся назначения Ерыгину А.Н. региональной социальной доплаты к пенсии с дата, при этом ответчик оспаривал факт обращения к истцу за назначением указанной выплаты.
Вместе с тем из доказательств, которые приложены к иску, в том числе выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении Ерыгина А.Н, следует, что деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", осуществлялась ответчиком с дата в ООО "Виктория-Московия", с дата - в ООО "Качество", а с дата по дата - в ООО "Мэдокс" (л.д. 18).
При таких данных, при назначении Ерыгину А.Н. РСД с дата истец не был лишен возможности проверить правомерность ее назначения как неработающему пенсионеру и установить факт работы ответчика.
Между тем, из материалов дела не следует, был ли Ерыгин А.Н. проинформирован УСЗН ЮЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ему были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавал ли Ерыгин А.Н. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимал ли Ерыгин А.Н. письменное обязательство, установленное п. 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании УСЗН ЮЗАО г. Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Кроме того, Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 566-ПП, предусмотрено, что ДТСЗН г. Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В п. 4.22 этого положения определено, что ДТСЗН г. Москвы выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно п. 10 названного положения ДТСЗН г. Москвы создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы (УСЗН), являющиеся юридическими лицами, которые действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами ДТСЗН г. Москвы.
УСЗН ЮЗАО г. Москвы действует на основании Положения о нем, утвержденного соответствующим приказом ДТСЗН г. Москвы, которое предусматривает, что управление осуществляет, в том числе, работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в г. Москве с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ), взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей г. Москвы, обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ, обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей, в связи с чем именно истец наделен полномочиями, в том числе, по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства выполнения возложенных на него функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты.
Как следует из материалов дела, со стороны УСЗН ЮЗАО г. Москвы не осуществлялся контроль за соблюдением пенсионером условий для получения такой выплаты и за целевым расходованием средств на осуществление Ерыгиным А.Н. региональной социальной доплаты к пенсии ни при назначении региональной социальной доплаты к пенсии, ни на протяжении длительного периода до дата, в том числе при выплате ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии с 2006 года, т.е. более 10 лет.
Невыполнение УСЗН ЮЗАО г. Москвы в период с 2006 года по 2017 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате Ерыгину А.Н. региональной социальной доплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной Ерыгиным А.Н. региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Вышеприведенные правовые позиции изложены в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ дата.
Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3).
При таких данных, полученная ответчиком региональная социальная доплата к пенсии, являясь социальной выплатой, может быть взыскана с него только при наличии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Действительно, взяв дата обязательство сообщить истцу сведения о поступлении на работу, Ерыгин А.Н. такую обязанность не исполнил, несмотря на то, что с дата он регулярно осуществлял деятельность, в период которой подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Вместе с тем, с дата истец назначил Ерыгину А.Н. региональную социальную доплату к пенсии как неработающему пенсионеру, несмотря на то, что с дата по дата ответчик работал в ООО "Мэдокс", при этом каких-либо доказательств выполнения обязанностей возложенных на истца полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, а также непосредственно с лицом, которому такая доплата назначается, суду не представлено, в связи с чем оснований полагать, что именно ответчик действовал недобросовестно, а следовательно и оснований для применения положений ст. 1102 ГК РФ в рассматриваемом случае у суда не имелось.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что истец УСЗН ЮЗАО г. Москвы, будучи извещенным о судебном заседании, в суд апелляционной инстанции не явился и доказательств в опровержение изложенных ответчиком Ерыгиным А.Н. доводов его апелляционной жалобы не представил, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 17 февраля 2020 года отменить, в удовлетворении исковых требований УСЗН ЮЗАО г. Москвы в лице отдела СЗН района Северное Бутово к Ерыгину А.Н. о взыскании переполученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.