Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Овчинниковой Д.Е, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 ноября 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к УСЗН ЮВАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о назначении ежемесячного пособия отказать, УСТАНОВИЛА:
Ребрикова Т.Н. 23.05.2019 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Восточного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮВАО г. Москвы) и Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы) о признании необоснованными отказов ответчиков в назначении ежемесячного пособия на детей, обязании назначить его выплату с дата, и возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины и нотариальных услуг в общей сумме сумма, мотивируя обращение тем, что обратилась к ответчику с заявлением о продлении назначения ежемесячного пособия на детей, приостановленного с дата, однако в назначении пособия ответчиком отказано в связи с отсутствием права на его получение ввиду того, что суммарная площадь жилых помещений в расчете на одного члена семьи превышает 18 кв.м, что истец полагает незаконным, поскольку такой расчет произведен неверно, ввиду неправильного определения членом семьи, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на получение социальных выплат малообеспеченным семьям.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, представитель ответчика УСЗН ЮВАО г. Москвы иск не признала, ответчик ДТСЗН г. Москвы в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представив отзыв на иск.
дата судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Ребрикова Т.Н. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представители истца фио по доверенности Ребриков А.Д, фио доводы апелляционной жалобы поддержали; представители ответчиков УСЗН ЮВАО г. Москвы по доверенности фио, ДТСЗН г. Москвы фио против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ребрикова Т.Н, паспортные данные, и фио, паспортные данные, являются родителями пятерых детей: фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, о чем им выдано удостоверение многодетной семьи сроком до дата (л.д. 8-9).
дата истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги о назначении ежемесячного пособия на детей: фио, дата, фио, дата, фио, дата, и фио, дата и решением от дата истцу отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги ввиду превышения уровня имущественной обеспеченности семьи (наличие в собственности жилого помещения и помещения по договору социального найма, общей площадью, превышающей 18 кв.м. на 1 члена семьи) (л.д. 10-13).
Указанное решение обжаловано истцом в ДТСЗН г. Москвы, в ответе которого от дата указано, что уровень имущественной обеспеченности семьи истца определен верно, поскольку суммарная площадь жилых помещений в расчете на одного члена семьи превышает 18 кв.м на человека. Так, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, зарегистрированы в квартире N 108 по адресу адрес, общей площадью 63, 0 кв.м, принадлежащей на праве собственности, а Ребрикова Т.Н, паспортные данные, фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, зарегистрированы в квартире N 58 по адресу адрес, общей площадью 51, 4 кв.м, предоставленной по договору социального найма, в которой зарегистрированы еще 5 человек (л.д. 6, 7), а также заявитель является собственником садового дома N 41, расположенного по адресу: Московская обл, адрес, г.п. Михнево, в районе адрес "Мечта", общей площадью 27, 0 кв.м (л.д. 16), в связи с чем суммарная площадь жилых помещений в расчете на однако члена семьи составляет 18, 21 кв.м ((63 кв.м + 27 кв.м + (51, 4 кв.м : 8 чел. х 3 чел.) : 6 чел.) (л.д. 14-15); так, согласно кадастровой выписке на объект недвижимого имущества его назначением указан жилой дом, а наименованием - садовый дом (л.д. 16).
Также судом установлено, что решением отдела СЗН района Выхино-Жулебино ЮВАО г. Москвы от дата решения от дата отменены и приняты решения о предоставлении фио государственной услуги "Назначение ежемесячного пособия на ребенка", которые назначены с дата в размере сумма на каждого ребенка.
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона г. Москвы от дата N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", Постановлением Правительства Москвы от дата N 954-ПП " О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям" и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что права истца на получение ежемесячного пособия на каждого ребенка восстановлены до разрешения спора в суде, учитывая, что выплаты истцу назначены с дата.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку в силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы или законные интересы.
Действительно, при обращении в суд 23.05.2019 обжалуемое решение от дата действовало и было отменено ответчиком дата, однако оснований полагать, что оспариваемое решение являлось необоснованными не имеется, поскольку мотивы, по которым, в назначении пособия было отказано, в решении приведены.
Так, с дата дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности, порядок оценки уровня, который установлен Постановлением Правительства Москвы от дата N 954-ПП "О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям"
В соответствии с п. 1.1. Порядка оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) указанный порядок определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются: наличие недвижимого имущества, наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники, наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках (п. 1.2. Порядка).
Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (п. 1.3 Порядка), а согласно п. 1.4. Порядка при уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с ним и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.
В разделе 2 Порядка установлены критерии оценки уровня имущественной обеспеченности, при наличии которых (как одного, так и нескольких) меры социальной поддержки семье не предоставляются, к которым относятся:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи;
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи;
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках);
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров;
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0, 2 гектара;
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации;
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми;
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми;
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более сумма прописью (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (п. 2.1.).
Согласно п. 2.2. Порядка при оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются: состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети (п. 2.2.1) и одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети (п. 2.2.2.).
В соответствии с п. 2.3. Порядка для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 Порядка, а для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 Порядка. При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях в размере 18 квадратных метров.
В п. 4.1 Порядка предусмотрено, что малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до дата текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
Таким образом, сам по себе учет наличия в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, как объектов недвижимого имущества, при оценке уровня имущественной обеспеченности предусмотрен действующим законодательством, принимая во внимание указанные в кадастровой выписке сведения, в связи с чем решение ответчика от дата не может рассматриваться как необоснованное, а предоставление мер социальной поддержи малообеспеченным семьям должно осуществляется с учетом конкретных фактических обстоятельств, что ответчиком и произведено дата.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, а доводы апелляционной жалобы фио не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, указанных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.