Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Лемагиной И.Б, Мошечкова А.И, при помощнике Давыдовой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-3066/19 по апелляционной жалобе Лайковой Ольги Николаевны на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2019 г, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Лайковой Ольги Николаевны в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 3781219, 50 рублей.
Взыскать с Лайковой Ольги Николаевны государственную пошлину в сумме 27106, 10 рублей, УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Лайковой О.Н. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:0080706:26, площадью 32100 кв.м, в размере 3781219, 50 рублей, мотивируя требования тем, что на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка, находящегося в собственности Лайковой О.Н, с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", что подтверждается уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05.07.2017 N01-45/0403д. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области". В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Министерство имущественный отношений Московской области осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило в адрес Лайковой О.Н. уведомление от 14.09.2017 на сумму 3781219, 50 руб. Оплата за изменение ВРИ земельного участка ответчиком не произведена, направленная в адрес ответчика претензия от 16 апреля 2019 г..осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель истца Кайдалова О.С. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Лайкова О.Н. в суд не явилась, извещена, ее представитель Рюмина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лайкова О.Н. просит решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение первой инстанции постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Лайкова О.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 32100 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский р-н, ЗАО "Таширово", на основании договора дарения земельного участка от 2 сентября 2014 г.
В соответствии с Уведомлением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 05.07.2017 N01-45/0403д на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 32100, 00 кв.м, находящегося в собственности Лайковой О.Н, с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении в вид разрешенного использования 266751 руб, кадастровая стоимость земельного участка с измененным ВРИ - 38078946 руб.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-03), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается"
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка уведомление от 14.09.2017 N13исх-19554 на сумму 3 781 219, 50 руб.
Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
Плата в бюджет Московской области ответчиком Лайковой О.Н. не внесена.
Разрешая заявленные требования, районный суд исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" изменен, в связи с чем, в соответствии ч. 4 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме.
Из буквального толкования ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ), но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Принимая во внимание требования Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" с учетом изменений, внесенных в 2013 г, постановления Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается, суд первой инстанции пришел к выводу, что с ответчика подлежит взысканию плата за изменение вида разрешенного использования в заявленном истцом размере в сумме 3781219, 50 руб.
Правовых оснований для освобождения ответчика от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, не имеется.
Судебные расходы разрешены судом в порядке ст. ст. 98, 103 ГПК РФ.
Д оводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, который их обоснованно отклонил.
Ссылка апеллятора на то, что положения п. 9 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ не могут применяться, поскольку решение Совета депутатов сельского поселения Ташировское N 6/13 от 24.10.2014 об утверждении Правил землепользования и застройки территории д. Детеньково было принято ранее не влечет отмену решения суда.
Так, в силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996 "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (п. 8 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ от 07.06.1996).
Законом Московской области от 18 июля 2017 г. N 124/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения, в виде дополнения статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривает предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке.
Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (пункт 9 статьи 5.1, в ред. на дату принятия постановления органа местного самоуправления), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм то, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Московской области или уполномоченный на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка орган, о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность ответчика по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с июля 2017 г, предоставляли Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений.
Районный суд правильно исходил из отсутствия правовых оснований для освобождения заявителя от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, установленных статьей 12.2 названного Закона.
Исходя из указанной нормы, плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ), согласно которой, заинтересованным лицам предоставляется право на освобождение от платы за изменение разрешенного вида использования земельного участка в случае, если градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) утвержден до дня вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Поскольку указанные Правила землепользования и застройки с измененным видом разрешенного использования земельного участка утверждены 24.10.2014 - после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, районный суд обоснованно признал требование Министерства о взыскании платы за изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.