Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-21/2020 по административному иску Петрунько С.В, действующей в интересах несовершеннолетних Петрунько К, Петрунько М, Катасоновой М.Г, действующей в интересах несовершеннолетнего Катасонова М, к Департаменту образования и науки г.Москвы о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционным жалобам административного истца Петрунько С.В, действующей в интересах несовершеннолетних Петрунько К, Петрунько М, административного истца Катасоновой М.Г, действующей в интересах несовершеннолетнего Катасонова М, административного ответчика Департамента образования и науки г.Москвы, подписанной представителем по доверенности Полосиным М.В, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 года о частичном удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Петрунько С.В, действующая в интересах несовершеннолетних Петрунько К. Е, * г.рожд, Петрунько М. Е, * г.рожд, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы об обязании предоставить места в дошкольном образовательном учреждении, ссылаясь на то, что является многодетной матерью. Истцом были поданы заявления на зачисление ее детей Петрунько К.Е, Петрунько М.Е. в государственные общеобразовательные организации города Москвы для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, однако до настоящего времени место в детском саду не предоставлено, что создает препятствия в реализации права на общедоступное бесплатное дошкольное образование. На основании изложенного, административный истец просила суд обязать предоставить места для ее детей согласно возрасту в старшей группе Петрунько К.Е. и в средней группе Петрунько М.Е. в ГБОУ Школа 1018, 1238 либо 1376. В случае отсутствия в указанных ДОУ свободных мест предоставить места в любом другом ДОУ района Ново-Переделкино г.Москвы.
Катасонова М.Г, действующая в интересах несовершеннолетнего Катасонова М. С, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным действий (бездействия), выразившегося в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, ссылаясь на то, что является матерью несовершеннолетнего Катасонова М.С, *г.рожд, ею было подано заявление на зачисление ее ребенка в государственные общеобразовательные организации города Москвы для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования, однако до настоящего времени место в детском саду не предоставлено, что создает препятствия в реализации права на общедоступное бесплатное дошкольное образование. На основании изложенного, административный истец просила суд признать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ее сыну Катасонову М.С, обязать Департамент образования города Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ее сына Катасонова М.С.
Определением Мещанского районного суда от 19 февраля 2020 года вышеуказанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 года постановлено:
административный иск Петрунько С.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Петрунько К. Е, и несовершеннолетней Петрунько М. Е, Катасоновой М.Г, действующей в интересах несовершеннолетнего Катасонова М. С, к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить частично;
признать незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Петрунько К. Е. * года рождения, Петрунько М. Е. * года рождения, и Катасонова М. С. * года рождения;
возложить на Департамент образования и науки города Москвы обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания сына и дочери Петрунько С.В. - Петрунько К. Е. и Петрунько М. Е, и сына Катасоновой М.Г. - Катасонова М. С...
В апелляционной жалобе административный истец Петрунько С.В. ставит вопрос об изменении данного судебного решения, просит изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "возложить на Департамент образования и науки города Москвы обязанность обеспечить поименованных детей административного истца свободными местами в группах полного дня государственных общеобразовательных организаций города Москвы, расположенных в доступной близости от их мест проживания, и рассмотреть вопрос их предоставления", полагая, что избранный судом способ восстановления прав ее детей не влечет за собой их восстановление в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец Катасонова М.Г. ставит вопрос об изменении данного судебного решения, просит изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "возложить на Департамент образования и науки города Москвы обязанность обеспечить несовершеннолетнего Катасонова М.С. свободным местом в группе полного дня государственных общеобразовательных организаций города Москвы, расположенных в доступной близости от его места проживания, и рассмотреть вопрос его предоставления", ссылаясь на то, что избранный судом способ защиты не восстанавливает в полном объеме права ее ребенка на получение дошкольного образования.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика по доверенности Полосин М.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Полосина М.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно статье 5 данного Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В силу статьи 67 того же Федерального закона п олучение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования и науки города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (в редакции от 13 декабря 2013 г. и 13 февраля 2014 г.).
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности. Механизмом, обеспечивающим направление детей дошкольного возраста в образовательные организации, является Комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде (далее - КИС ГУСОЭВ).
В силу раздела 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета либо по месту жительства, либо по месту пребывания в городе Москве. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в г. Москве при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.
Согласно разделу 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 1 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Петрунько С.В. является матерью несовершеннолетнего Петрунько К. Е, * года рождения, и несовершеннолетней Петрунько М. Е, * года рождения.
Согласно удостоверению многодетной семьи Кировской области от 19 декабря 2017 года (т.1 л.д.13) Петрунько С.В. является многодетной матерью.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Петрунько С.В, Петрунько К.Е, Петрунько М.Е. по 27 апреля 2020 года зарегистрированы по месту пребывания по адресу: *.
5 августа 2019 года Петрунько С.В. зарегистрировала в электронной очереди комплексной информационной системы "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" города Москвы заявление для направления на зачисление ее детей Петрунько К.Е, * года рождения, и Петрунько М.Е, * года рождения в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа N1018 (приоритетное), ГБОУ Школа N 1238 (дополнительное), ГБОУ Школа N1376 (дополнительное), ее заявлениям присвоены N4510 0027 2537 0797, N4510 0027 2537 3101.
Петрунько С.В. неоднократно обращалась в Департамент образования и науки г. Москвы по вопросу устройства ее детей в дошкольную группу образовательной организации, расположенной на территории г. Москвы.
Согласно ответу от 9 декабря 2019 года Департамент образования и науки г.Москвы сообщил о механизме, обеспечивающем направление детей дошкольного возраста в общеобразовательные организации, которым является комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде. В комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" г. Москвы зарегистрированы электронные заявления административного истца на поступление детей в дошкольные группы ГБОУ Школа N 1018, ГБОУ Школа N 1238, ГБОУ Школа N 1376. Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" автоматически выстраивает очередность электронных заявлений с учетом возраста детей, даты постановки на очередь и имеющихся льгот.
Согласно справкам ГБОУ Школа N 1018, ГБОУ Школа N 1238, ГБОУ Школа N 1376 по состоянию на 19 февравля 2020 года дошкольные группы укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СаНПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Катасонова М.Г. и Катасонов С.В. являются родителями несовершеннолетнего Катасонова М. С, * года рождения.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Катасонов М. на срок до 1 июля 2020 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: *.
2 июля 2019 года Катасонова М.Г. зарегистрировала в электронной очереди комплексной информационной системы "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" города Москвы заявление для направления на зачисление ее ребенка Катасонова М. С, * года рождения, в одну из дошкольных групп ГБОУ Школа N 1560 "Лидер" (приоритетное), ГБОУ Школа N 1515 (дополнительное), ГБОУ Школа N 1517 (дополнительное), ее заявлению присвоен N 4510 0027 0291 9275.
Катасонова М.Г. и Катасонов С.В. в адрес Департамента образования и науки г.Москвы направили обращения по вопросу устройства их ребенка в дошкольную группу образовательной организации, расположенной на территории г. Москвы
17 сентября 2019 года ГБОУ г. Москвы "Городской психолого-педагогический центр" Департамента образования города Москвы, а также 13 ноября 2019 года Департамент образования и науки г. Москвы в ответах на обращение Катасоновой М.Г. и Катасонову С.В. сообщили о механизме, обеспечивающем направление детей дошкольного возраста в общеобразовательные организации, которым является комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде. В комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" г. Москвы зарегистрировано электронное заявление на поступление ребенка Катасонова М.С. в дошкольные группы ГБОУ Школа N 1560 "Лидер", ГБОУ Школа N 1515, ГБОУ Школа N 1517. Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" автоматически выстраивает очередность электронных заявлений с учетом возраста детей, даты постановки на очередь и имеющихся льгот.
Согласно справкам ГБОУ Школа N 1560 "Лидер", ГБОУ Школа N 1515, ГБОУ Школа N 1517 по состоянию на 10 февраля 2020 года дошкольные группы укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СаНПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку исходил из того, что у Петрунько К. Е, * года рождения, Петрунько М. Е, * года рождения, Катасонова М. С, * года рождения, имеются все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган), в связи с чем у Департамента образования возникла обязанность принять меры для решения вопроса об устройстве вышеуказанных детей в дошкольное образовательное учреждение, в том числе и не из числа указанных истцами при постановке в очередь в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, мер к устройству вышеуказанных детей в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания вышеуказанных детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, административным истцам не предлагались, чем существенно нарушены права вышеуказанных детей на бесплатное дошкольное образование.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исков в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непредоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении Петрунько К. Е, * года рождения, Петрунько М. Е, * года рождения, Катасонова М. С, * года рождения, поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения, при этом административными истцами доказан факт нарушения их прав.
Вместе с тем, суд указал на то, что не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки города Москвы обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания сыну и дочеру Петрунько С.В. - Петрунько К.Е. и Петрунько М.Е. и сыну Катасоновой М.Г. - Катасонову М.С.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционных жалоб Петрунько С.В, Катасоновой М.Г. о том, что решением суда в полном объеме права их несовершеннолетних детей не восстановлены, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают правомерность выводов суда о том, что суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем указанные доводы основанием к изменению или отмене судебного решения служить не могут.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что какого-либо незаконного бездействия в части предоставления детям административных истцов мест в детских дошкольных учреждениях административным ответчиком не допущено, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционных жалоб оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Петрунько С.В, Катасоновой М.Г, Департамента образования и науки г.Москвы - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.