Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Кулик Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-108/2020 по административному иску Васиной О.А. к ДГИ г.Москвы о признании незаконным и отмене решения
по апелляционной жалобе административного истца Васиной О.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Васина О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г.Москвы), просила:
признать незаконным и отменить решение ДГИ г.Москвы, изложенное в письме N ГРО-326/9-1 от 11 апреля 2019 года, признав запрос (заявление) истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, зарегистрированный в ДГИ г. Москвы N DGI-107569/18-(0)-0 от 31 мая 2018 года, запросом на предоставление государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка", признать незаконным действия (бездействие) ДГИ г. Москвы по непринятию мер по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, зарегистрированной в ДГИ г. Москвы N NDGI-107569/18-(0)-0 от 31 мая 2018 года, признать незаконным действия (бездействие) ДГИ города Москвы по нарушению 30-дневного срока рассмотрения запроса (заявления) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, зарегистрированного в ДГИ г.Москвы NDGI-107569/18-(0)-0 от 31 мая 2018 года, обязать ДГИ г.Москвы незамедлительно устранить в полном объеме допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца, путем рассмотрения запроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, зарегистрированного в ДГИ г. Москвы NDGI-107569/18-(0)-0 от 31 мая 2018 года в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
обязать ДГИ г. Москвы незамедлительно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов истца путем повторного рассмотрения запроса (заявления) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, зарегистрированного в ДГИ г. Москвы NDGI-107569/18-(0)-0 от 31 мая 2018 года в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, являясь инвалидом, реализуя свое право на получение мер социальной поддержки в виде первоочередного предоставления земельного участка в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ обратилась 31 мая 2018 года в ДГИ г.Москвы с комплексным запросом о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов площадью 1721 кв.м, однако соответствующая государственная услуга ей не предоставлена, схема расположения земельного участка не утверждена, предоставление земельного участка не согласовано.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Васиной О.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Васина О.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, учитывая заявленное Васиной О.А. ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Основным принципом земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ с убъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ин валиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1).
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства (часть 14).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Васина О.А, * г.рожд, является инвалидом * группы с детства, нивалидность установлена бессрочно (т.1 л.д.126).
31 мая 2018 года Васина О.А. обратилась в ДГИ с заявлением от 29 мая 2018 года об утверждении схемы расположения, предварительном согласовании и предоставлении ей земельного участка площадью 1721 кв.м, расположенного в *, между земельными участками с кадастровым номером * и * в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства.
При этом запрос (заявление) о предварительном согласоваии предоставления земельного участка был указан в качестве приложения к вышеназванному заявлению.
Ответами административного ответчика от 3 июля 2018 года, 25 июля 2018 года, 13 августа 2018 года, 6 сентября 2018 года, 10 сентября 2018 года, 13 сентября 2018 года, 1 ноября 2018 года, 13 декабря 2018 года, 29 марта 2019 года разъяснены положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, изложены основания невозможности предоставления соответствующего земельного участка (т.1 л.д.191-203, т.2 л.д.36-46).
При этом административным ответчиком дополнительно указано на то, что заявление о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" как таковое Васиной О.А. не подавалось, поскольку являлось лишь приложением к ее заявлению от 29 мая 2018 года.
Согласно ответу за NГРО-326/9-1 от 11 апреля 2019 года Главным контрольным управлением г.Москвы Васиной О.А. сообщено о рассмотрении ее обращения от 15 марта 2019 года (т.2 л.д.132), указано на направление ее обращения от 12 марта 2019 года для рассмотрения в ДГИ г.Москвы и результаты такого рассмотрения.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, данных о том, что Васина О.А. нуждается в улучшении жилищных условий, материалы дела не содержат, документы, подтверждающие данные обстоятельства, административным истцом в ДГИ г.Москвы при первоначальном обращении 31 мая 2018 года не предоставлялись, суду в ходе судебного разбирательства также представлены не были.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ к числу основных принципов земельного законодательства относится сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статьей 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу указанных выше правовых норм органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 года N 121-О-О, отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан.
В силу статьи 1 Закона г.Москвы от 19 декабря 2007 года N48 "О землепользовани в городе Москве" в се земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов, которые в силу статьи 83 Земельного кодекса РФ предназначены в первую очередь для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу пункта 11 части 4.1 названного выше Закона г.Москвы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, планируемых к предоставлению для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, одобренном в установленном Правительством Москвы порядке (в случае обращения за предварительным согласованием предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовая позиция административного ответчика, согласно которой подобный перечень земельных участков в г.Москве не утвержден, в связи с чем предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка для соответствующего вида разрешенного использования не представляется возможным, отражена в ответе ДГИ г.Москвы от 1 ноября 2018 года NДГИ-ГР-48135/18-1 (т.1 л.д.195).
Изложенное выше, а равно то обстоятельство, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не включен в поименованный в пункте 11 части 4.1 Закона г.Москвы от 19 декабря 2007 года N48 перечень земельных участков, материалами дела не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание особенности развития города, учитывая, что административный истец имела намерение получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, суд правомерно указал на то, что оспариваемые действия и решения административного ответчика не могут быть признаны противоречащими закону и нарушающими права и законные интересы административного истца.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит каких-либо условий относительно необходимости признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления земельного участка в порядке части 14 той же статьи, не опровергают правомерность выводов суда о том, что статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, ссылки в решении на Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 года N901, которое утратило силу, самостоятельным основанием к отмене правильного по существу судебного решения служить не могут.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у Васиной О.А. законных оснований требовать предоставления ей испрашиваемого земельного участка направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы замечания Васиной О.А. на протокол судебного заседания от 28 февраля 2020 года судом в соответствии со статьей 207 КАС РФ рассмотрены, определением суда от 13 апреля 2020 года в их принятии отказано (т.3 л.д.37).
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васиной О.А. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.