Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова
судей Р.Б. Михайловой, В.В. Ставича, при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Н.Е. Шахид по доверенности В.В. Кузовлева на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года по административному иску Н.Е. Шахид к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений характеристик земельного участка, УСТАНОВИЛА:
Н.Е. Шахид обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области, в котором просила признать незаконным решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений характеристик земельного участка от 14 ноября 2019 года, мотивируя заявленные требования тем, что препятствий для совершения регистрационных действий не имелось.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Н.Е. Шахид по доверенности В.В. Кузовлев просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца по доверенности Е.В. Кузовлев доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Росреестра по Московской области Б.Б. Титов по доверенности просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом установлено, что 26 апреля 2019 года Н.Е. Шахид обратилась в Росреестр по Московской области за государственным кадастровым учетом изменений площади земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:19, площадью 817 кв.м, предоставленного для индивидуального жилищного строительства и расположенного по адресу: ***, предоставив свидетельство о праве собственности на землю, архивную выписку из постановления Главы Администрации пос. Болшево г. Калининграда Московской области о предоставлении земельного участка и межевой план, подготовленный кадастровым инженером Е.И. Котовым.
6 мая 2019 года Росреестр по Московской области уведомил Н.Е. Шахид о приостановлении государственного кадастрового учета на основании части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Дополнительно государственный регистратор указал, что в межевой план не соответствует требованиям пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". Также указано на необходимость предоставления соответствующего обоснования уточнения местоположения границ и площади земельного участка в указанных границах при наличии права на землю.
14 ноября 2019 года Управление отказало заявителю в регистрации права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлены документы, необходимые для совершения испрашиваемых регистрационных действий, что препятствовало принятию решения об учете изменения объектов недвижимости.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о государственной регистрации недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с положениями, установленными статьей 8 вышеуказанного закона, в кадастр недвижимости в качестве основных сведений вносятся, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При этом согласно подпунктом 32 пункта 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Также основанием для приостановления государственного кадастрового учета в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости является несоответствие представленных документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.
Административный истец является собственником данного земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Право собственности Н.Е. Шахид на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 26 декабря 1994 года, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю. При постановке на государственный кадастровый учет границы земельного участка были установлены в соответствии с ситуационным планом ГУП МО "МОБТИ" Королевский филиал. Конфигурация земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:19 в целом соответствует конфигурации, отраженной на плане земельного участка. Незначительные изменения, а именно образование точек NN10 и 11 на части границы NN9-12 и точек NN13 и 14 на части границы NN12-15 обусловлено постановкой на учет смежного земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:253. Как следует из межевого плана образованные точки NN 10, 11, 13 и 14 конфигурацию земельного участка не изменяют. Все части границы земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:19 закреплены на местности объектами искусственного происхождения (деревянным забором и сеткой-рабицей), что позволяет однозначно идентифицировать их на местности.
Фактическая уточняемая площадь земельного участка превышает значение площади, указанной в ЕГРН (817 кв.м.) относительно объекта кадастровых работ на 188 кв.м. Такое расхождение фактической площади при равных длинах сторон обусловлено ошибкой при определении площади при образовании земельного участка в 1994 году и не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы свидетельствуют о том, что фактическая площадь спорного земельного участка сложилась и используется административным истцом более 15 лет. Вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета Н.Е. Шахид в Управление были представлены все необходимые документы, которые по форме и содержанию соответствовали требованиям закона. Несоответствие площади земельного участка не превышало установленный предельный минимальный размер ранее учтенного земельного участка при уточнении границ и площади земельного участка соответствующего целевого назначения и разрешенного использования в данном населенном пункте. В документе, подтверждающем право на земельный участок, сведений о местоположении его границ не имеется. Следовательно, кадастровый инженер обоснованно определилграницы участка по фактическому землепользованию - границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием объектов искусственного происхождения - заборов, которыми обнесен спорный земельный участок.
Таким образом, отсутствовали основания полагать, что изменение границ земельного участка произошло произвольно и без соответствующего обоснования.
Учитывая соответствие представленного административным истцом межевого плана по форме и содержанию требованиям законодательства, в том числе положениям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", наличие в разделе исходных данных о документах, использованных при подготовке межевого плана, а также то, что увеличение площади участка произошло на величину, не превышающую минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, то судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Н.Е. Шахид доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по данному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области NМО-19/РКФ-422161 от 14 ноября 2019 года и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:19, расположенного по адресу: **, Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2020 г. по делу N 33а-2926/2020
Судья: С.И. Брехова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова
судей Р.Б. Михайловой, В.В. Ставича, при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Н.Е. Шахид по доверенности В.В. Кузовлева на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года по административному иску Н.Е. Шахид к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений характеристик земельного участка, Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области NМО-19/РКФ-422161 от 14 ноября 2019 года и обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010211:19, расположенного по адресу: Московская область, мкр. Болшево, ул. Королева, д. 24, Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.