Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Клевцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3796/2020 по административному исковому заявлению Самойлик Татьяны Владиславовны к Совету депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве о признании недействующими пунктов 2 и 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, УСТАНОВИЛ:
Самойлик Т.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, в котором с учетом дополнительного (уточненного) административного искового заявления просит признать недействующими со дня принятия судом решения:
- пункт 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, в части слов "По согласованию с главой Поселения";
- пункт 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности части 12 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2012 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ " Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", поскольку ограничивает права граждан на самостоятельную реализацию права на участие в местном самоуправлении.
В судебном заседании представитель административного истца Самойлик Т.В. - Дыбов Н.А. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель административного ответчика Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве - Абакумов В.А. не возражал против удовлетворения административных исковых требований в части признания недействующим пункта 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, в части слов "По согласованию с главой Поселения". В удовлетворении остальной части административных исковых требований просил отказать, указывая, что пунктом 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве не ограничиваются права граждан на самостоятельную реализацию права на участие в местном самоуправлении.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Клевцовой Е.А, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования в части признания недействующим пункта 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве и отказать в удовлетворении остальной части административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62 утвержден Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве. В последствии в данный нормативный правовой акт вносились изменения, на момент обращения административного истца в суд решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62 действовало в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6.
Указанное решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62 и последующее решение Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6 опубликованы в официальном печатном издании Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве - газете "Мосрентген" (соответственно N8 сентябрь 2013 года, N4 май 2019 года), размещены на официальном сайте администрации поселения "Мосрентген" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http :// www. adm - mosrentgen.ru.
Пунктами 2 - 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве предусмотрено:
"2. По согласованию с главой Поселения на заседании Совета депутатов могут присутствовать представители общественных объединений, жители Поселения (далее жители), представители средств массовой информации.
3. Лица, приглашенные для присутствия на заседании Совета депутатов при рассмотрении конкретного вопроса повестки дня, подлежат регистрации. Указанные лица проходят в помещение для заседания по приглашению председательствующего на заседании и покидают его по окончании рассмотрения вопроса.
4. Персональный состав приглашенных лиц определяется главой Поселения с учетом предложений редактора проекта обсуждаемого решения, или докладчика по вопросу повестки дня".
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях (часть 1 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 3 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" закреплен принцип самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Из положений пункта 13 статьи 12 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" следует, что порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.
Согласно пункту 6 статьи 5 Устава поселения "Мосрентген", принятому решением Совета депутатов сельского поселения "Мосрентген" от 04 февраля 2006 года N 2/2, С овет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях. Регламент Совета депутатов принимается большинством голосов от установленной численности депутатов.
На основании приведенных норм федерального и регионального законодательства принятие решений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (к которым по своей сути относится и утверждение регламента представительного органа) находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления в городе Москве, по предмету, отнесенному к его ведению федеральным и региональным законодательством, с соблюдением предоставленных полномочий.
Согласно статьям 20 и 23 Устава поселения "Мосрентген" в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты Совета депутатов. Нормативный и иной правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется главе поселения для подписания и обнародования в течение десяти дней со дня его принятия.
В силу статьи 26 Устава поселения "Мосрентген" муниципальные нормативные правовые акты, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее тридцати дней со дня их принятия, за исключением случаев, установленных пунктом 8 статьи 21 настоящего Устава. Печатные средства массовой информации, осуществляющие официальное опубликование (обнародование) муниципальных нормативных правовых актов, определяются решением Совета депутатов. Порядок распространения печатного средства массовой информации должен обеспечивать возможность ознакомления с содержанием таких актов тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Датой официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта является день первого опубликования его полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном Советом депутатов. Муниципальный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования), если в самом акте не оговорено иное.
Как указывалось выше, оспариваемый в части нормативный правовой акт подписан главой администрации поселения и размещен на официальном сайте администрации поселения "Мосрентген" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http :// www. adm - mosrentgen.ru, опубликован в официальном печатном издании Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве - газете "Мосрентген" (соответственно N8 сентябрь 2013 года, N4 май 2019 года).
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями статей 20, 23, 26 Устава поселения "Мосрентген".
Необходимо отметить, что административным истцом не оспаривается процедура принятия решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, и полномочия Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве на утверждение Регламента Совета депутатов.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В статье 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" закреплены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления, в том числе: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться - присутствием граждан (физических лиц), в том числе, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.
Положения статьи 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ предусматривают, что коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными муниципальными правовыми актами.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признается и гарантируется местное самоуправление в Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно части 12 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56 на заседаниях представительного органа вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти города Москвы, должностные лица администрации, представители органов территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации.
Кроме того, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прямо указывает на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления в качестве основополагающего принципа противодействия коррупции.
На основании приведенных норм права федерального и регионального законодательства жители муниципального образования вправе присутствовать на заседаниях представительного органа. Указанное является одной из форм реализации прав граждан на самостоятельное участие в местном самоуправлении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые положения пункта 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве в части слов "По согласованию с главой Поселения" не соответствуют приведенным выше положениям пункта 5 статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", части 5 статьи 2, части 12 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", поскольку необходимость "согласования с главой Поселения" присутствие жителей Поселения на заседаниях Совета депутатов напрямую ограничивает их права на самостоятельную реализацию прав на участие в местном самоуправлении.
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые положения пункта 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве в части слов "По согласованию с главой Поселения" не соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, в части слов "По согласованию с главой Поселения".
При этом отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного искового заявления в части признания недействующим пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве по следующим основаниям.
Положения указанного пункта 4 напрямую взаимосвязаны с пунктом 3 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, и направлены на урегулирование правоотношений по вопросу участия в заседаниях Совета депутатов приглашенных лиц при рассмотрении конкретного вопроса повестки дня.
Согласно буквальному содержанию оспариваемого пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, в данной норме права не содержатся положения, направленные на ограничение прав граждан на самостоятельную реализацию своих прав на участие в местном самоуправлении.
Действительно, в письменном ответе от 14 марта 2020 года глава поселения "Мосрентген" отказал административному истцу в присутствии на очередном заседании Совета депутатов со ссылкой на положения пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве. Однако неправильное обоснование отказа в присутствии на заседании Совета депутатов, само по себе, не свидетельствует о недействительности оспариваемой нормы права.
При таких обстоятельствах положения пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе положениям части 12 статьи 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2012 года N56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемые положения пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в указанной части.
Ввиду признания настоящим решением суда недействующим пункта 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, в части слов "По согласованию с главой Поселения", и на основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве - газете "Мосрентген", а также размещению на официальном сайте администрации поселения "Мосрентген" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http :// www. adm - mosrentgen.ru.
Также на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Совета депутатов муниципального округа Тверской в городе Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Самойлик Татьяны Владиславовны удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6, в части слов "По согласованию с главой Поселения".
Отказать Самойлик Татьяне Владиславовне в удовлетворении административного искового заявления к Совету депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве о признании недействующим пункта 4 статьи 22 Регламента Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве, утвержденного решением Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 18 июня 2013 года N2/62, в редакции решения Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве от 13 мая 2019 года N11/6.
Взыскать с Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве в пользу Самойлик Татьяны Владиславовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов поселения "Мосрентген" в городе Москве - газете "Мосрентген", а также размещению на официальном сайте администрации поселения "Мосрентген" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http :// www. adm - mosrentgen.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.