Судья Московского городского судья Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хомуха А.Д. в защиту ООО "ПМБК" на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2019 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759, юридический адрес: 125047, г. Москва, пер. 4-й Лесной, д. 4, эт. 14, комн. 15) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
24 июля 2019 г. главным государственным налоговым инспектором ИФНС России N 27 по г. Москве Мордановым Д.Н. в отношении ООО "ПМБК" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Указанный протокол вместе с другими материалами дела переданы на рассмотрение в Зюзинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитник Хомуха А.Д. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "ПМБК" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Хомуху А.Д, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
Частью 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных корпораций, государственных компаний и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ).
Согласно подп. "г" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1130 (далее - Положение), л ицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ.
При этом пунктом 7 Положения установлено, что грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. "ж" п. 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо одного из требований, предусмотренных подп. "а" (в части, касающейся требований, установленных ч. 3 ст. 8 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона) и подп. "б", "г", "е", "и"- "л" и "н" п. 4 настоящего Положения.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что 2 июля 2019 года ИФНС России N 27 по г..Москве в рамках исполнения поручения УФНС России по г..Москве от 14 июня 2019 года (***) и на основании ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ было проведено административное расследование в отношении ООО "ПМБК" (адрес места нахождения: 115054, г..Москва, 4-й Монетчиковский пер, д. 7, ОГРН 1087746968759, ИНН 7729607406) на предмет соблюдения всех лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130; Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации. В ходе проведения административного расследования в отношении лицензиата ООО "ПМБК" ИНН 7729607406 по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: по адресу: г..Москва, Нахимовский пр-т, д. 25А, выявлено нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "г", пункта 4 Положения, в части невыполнения требований частей 2, 3, статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Лицензиат осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии N 6 от 8 июля 2009 года.
Пункт приема ставок по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: г..Москва, Нахимовский пр-т, д. 25А, указан в приложении к лицензии (***). В нарушение подпункта "г" п.4 Положения и п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ по адресу г..Москва, Нахимовский пр-т, д. 25А, пункт приёма ставок букмекерской конторы ООО "ПМБК" располагается в здании и на одном земельном участке с государственным учреждением, а именно государственным бюджетным учреждением "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы". Данная информация подтверждается фотосъёмкой, проведённой в момент проведения осмотра (***).
Действия ООО "ПМБК" квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ПМБК" подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении N *** от 24 июля 2019 года; протоколом *** осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 2 июля 2019 года; определением N 02-07/19-о о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; договором краткосрочной субаренды нежилого помещения N *** от 1 июня 2019 года с приложением; выпиской из ЕГРП; долгосрочным договором аренды нежилых помещений 178/17 от 1 февраля 2017 года с приложениями к нему и дополнительными соглашениями; фотоматериалами и видеозаписью; устными показаниями свидетеля ***, и иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности ООО "ПМБК" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении Обществу было вменено нарушение требований пункта 2, а не пункта 5 части 2 Федерального закона N 244-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку право окончательной квалификации содеянного принадлежит суду либо органу административной юрисдикции, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, а не должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Доводы защитника о том, что лицензионное требование, предусмотренное п. 5 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ содержит два условия, при одновременном наличии которых букмекерские конторы и тотализаторы не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях: 1. Здания, строения, сооружения находятся в государственной или муниципальной собственности; 2. В зданиях, строениях, сооружениях расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия, не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на собственном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Пункт 5 части 2 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ содержит прямой запрет на размещение букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственное или муниципальной собственности, в собственности государственных корпораций, государственных компаний, а также в зданиях, в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственное власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании.
Устанавливая подобный запрет, законодатель принял концепцию защиты общества от повсеместного вовлечения граждан в азартные игры.
Поскольку в одном здании с пунктом приёма ставок ООО "ПМБК" по адресу: г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 25А, находится государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Обществом требований п. 5 ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ и, как следствие, наличие в деянии ООО "ПМБК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о том, что протокол осмотра помещения от 2 июля 2019 года *** является недопустимым доказательством по делу, поскольку осмотр проведён должностным лицом с нарушением требований ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие понятых и без применения видеозаписи, является несостоятельным.
В соответствии с 2 и ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол.
По смыслу указанных правовых норм предусмотренный ими порядок осмотра помещения, принадлежащего юридическому лицу, и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем осмотр помещения 2 июля 2019 года в период времени с 17 час. 00 мин. до 17 час. 25 мин. по адресу: г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 25А, выполнялся должностным лицом ИФНС России N 27 по г. Москве в рамках исполнения поручения УФНС России по г. Москве от 14 июня 2019 года (***), в котором не содержится требований о порядке проведения осмотра помещений юридических лиц и его процессуального оформления. Производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее 2 июля 2019 года и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования послужили как раз результаты вышеуказанного осмотра от 2 июля 2019 года, оформленные актом N 02-97/19-п.
Указание в самом акте ссылок на ст.ст. 25.4, 25.5, 25.7, 27.8, 27.10 КоАП РФ на вышеуказанный вывод не влияет, поскольку акт осмотра составлен на стандартном бланке, предназначенном для фиксации хода и результатов осмотра помещения юридического лица уже в рамках возбуждённого дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "ПМБК" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований подп. "г" п. 4 Положения, п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 244-ФЗ.
При этом у заявителя имелась возможность для соблюдения вышеуказанных требований закона, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данный факт вопреки доводу жалобы свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "ПМБК" в совершении вмененного административного правонарушения. Действия ООО "ПМБК"" по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств в выгодном для ООО "ПМБК" свете и не свидетельствуют о невиновности общества в совершении инкриминируемого правонарушения.
При рассмотрении дела судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "ПМБК" в его совершении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб. назначено ООО "ПМБК" судом в пределах санкции ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, с учётом требований ст. 4.1 КоАП РФ. При этом приняты во внимание характер совершённого правонарушения и другие обстоятельства по делу. Назначенное административное наказание является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлечённым к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного ООО "ПМБК" административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Первая международная букмекерская компания" (ИНН 7729607406, ОГРН 1087746968759, юридический адрес: 125047, г. Москва, пер. 4-й Лесной, д. 4, эт. 14, комн. 15) оставить без изменения, жалобу защитника Хомухи А.Д. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.