судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Глазовой Н.В, Кожевниковой А.Б, при секретаре Боброве А.Ю, с участием адвоката Кириченко Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело 2-90/2020 по иску Озеровой Анны Юрьевны к Государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ежемесячной страховой выплаты, по апелляционной жалобе Озеровой Анны Юрьевны, на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12.05.2020 года
(судья Тюнин С.М.), УСТАНОВИЛА:
Озерова А.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об установлении факта нахождения на иждивении и назначении ежемесячной страховой выплаты, в обоснование требований указала, что она состояла в официальном браке с ФИО1, который являлся кормильцем семьи, его заработок был постоянным и основным источником средств к существованию. Она находилась на содержании мужа, с 29.03.2016 по 20.07.2017 состояла на учете в качестве безработной. 06.10.2017 ФИО1 умер. Страховой случай наступил в период работы в АО "Атомтехэнерго" Нововоронежский филиал. После смерти мужа у неё начались проблемы со здоровьем и 02.10.2018 комиссией МСЭ она была признана "данные изъяты", ей была назначена пенсия в минимальном размере с вычетом соцпакета. С момента гибели мужа истец не имела никаких доходов.
Она в январе 2020 обратилась в Фонд социального страхования РФ с заявлением о назначении ежемесячной страховой выплаты. В феврале 2020 ей пришел ответ-разъяснение, что такое право может быть предоставлено только по решению суда.
Просила суд: установить факт нахождения её на иждивении умершего мужа ФИО1, установить за ней право на назначение ежемесячной страховой выплаты с даты установления инвалидности - 02.10.2018, а также возложить на ответчика судебные расходы (Л. 6-8).
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12.05.2020 года, с учетом определения от 20.05.2020 года, в удовлетворении требований Озеровой А.Ю. отказано (Л. 95, 96-98).
На данное решение суда Озеровой А.Ю. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (Л. 111-117).
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда явились: Озерова А.Ю, представитель истца - адвокат Кириченко Ю.С, представитель ответчика - Губарева В.С.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение не соответствует вышеуказанным требованиям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент страхового случая истец была трудоспособной, в период с 01.01.2016 по 18.03.2016 работала в АО "Завод Киров-Энергомаш", в период с 29.03.2016 по 20.07.2017 Озерова А.Ю. состояла на регистрационном учете в качестве безработной, заявителем не предоставлены достаточные и убедительные доказательства, что общий объем ежемесячных расходов не покрывался и не покрывается в настоящее время получаемым ею доходом.
Судебная коллегия считает что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующие спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец N. рождения состояла в браке с 31.01.1987 с ФИО1, который погиб ДД.ММ.ГГГГ в результате несчастного случая на производстве.
Озерова А.Ю. является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца с 01.02.2020 бессрочно в размере "данные изъяты", а также ежемесячной денежной выплаты с 15.10.2018 по 31.10.2020 в сумме "данные изъяты"
28.01.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной страховой выплаты в связи со страховым случаем, наступившим в период работы в АО Нововоронежский филиал "Нововоронежатомтехэнерго", произошедшим 06.10.2017 с ФИО1 28.01.2020 ответчик письменно разъяснил истцу порядок разрешения вопроса о назначении обеспечения по социальному страхованию.
При обращении в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении супруга ФИО1, в качестве правовых оснований истица указала на возможность получения ею ежемесячного страхового возмещения, выплачиваемого на основании ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи со смертью застрахованного лица.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 7 ФЗ N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет- пожизненно; инвалидам на срок инвалидности.
Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
В п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" даны разъяснения о том, что право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход. Необходимо учитывать, что смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному.
По смыслу норм, содержащихся в статье 7 ФЗ от 24.07.1998г.N 125-ФЗ, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, что не исключает наличие у лица какого-либо собственного дохода Факт нахождения лица на иждивении умершего застрахованного лица может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Приведенные нормативные положения судом первой инстанции применены неправильно.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 18.03.2016 с ней расторгнут трудовой договор в связи с сокращением штата работников организации "АЭЗЧ".
Согласно справкам ГКУ ВО "Центр занятости населения г. Нововоронежа" от 02.03.2020, Озерова А.Ю. состояла на регистрационном учете в качестве безработной с 29.03.2016 по 20.07.2017. За указанный период Озеровой А.Ю. было начислено пособие в сумме "данные изъяты", т.е. порядка 3000 рублей в месяц, при величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2016 году-8.808 руб, в 2017 году- 9.271 руб.
Из справки АО "Атомтехэнерго" от 03.03.2020 следует, что заработная плата ФИО1 (включая доплаты, надбавки и премии) с января 2016 по октябрь 2017 составила "данные изъяты"
Как следует из справки АО "Завод Киров-Энергомаш" от 28.11.2018, Озерова А.Ю. работала на предприятии с 01.11.2013 по 18.03.2016, ее средний заработок за последние три месяца составил "данные изъяты". Согласно выписки из медицинской карты больного ФГБУЗ КБ N33 от 26.03.2020, Озерова А.Ю. за период с 01.01.2016 по октябрь 2017 обращалась в ФГБУЗ КБ-33 с заболеваниями: "данные изъяты"
В связи с "данные изъяты" на приобретение тест-полосок для глюкометра Озеровой А.Ю. ежемесячно тратится "данные изъяты". Также ею приобретаются лекарственные препараты снижающие артериальное давление.
Из ответа МИ ФНС N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о регистрации ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя.
Сопоставив доходы ФИО1 и истицы, судебная коллегия приходит к выводу, что Озерова А.Ю. состояла на иждивении супруга на момент его смерти. Приходящиеся на долю истца денежные средства значительно превышали собственный доход истицы, которого было явно недостаточно для приобретения не только продуктов питания, одежды, оплаты услуг ЖКУ, но и жизненно важных для Озеровой А.Ю. лекарственных препаратов.
Доводы ответчика о том, что на момент гибели супруга, истица являлась трудоспособной, что лишает ее права на получение страховых выплат, не могут быть приняты судебной коллегией, т.к. в соответствии с п.2.1 ст.7 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ- право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Озеровой А.Ю. 02.10.2018 впервые была установлена "данные изъяты", а 01.11.2019 - повторно, дата очередного освидетельствования 01.10.2020.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Озеровой А.Ю.
Право на ежемесячные страховые выплаты возникло у истицы с момента ее обращения в ФСС, т.е. с 28.01.2020 года.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 12.05.2020 года, с учетом определения от 20.05.2020 года, - отменить, принять по делу новое решение, которым:
"Установить факт нахождения Озеровой Анны Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 06.10.2017 года.
Признать за Озеровой Анной Юрьевной право на ежемесячные страховые выплаты с 28.01.2020 года.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.