Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А., судей Кутузова М.Ю., Виноградовой Т.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой О.О., с участием прокурора Верещагиной К.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.Ю. Кутузова
09 июля 2020 года
дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:
"Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Букина Евгения Николаевича дополнительно понесенные расходы на приобретение средств реабилитации мячей для занятия иными видами спорта - 4615 руб, расходы на проезд и проживание в месте лечения - 16168, 40 руб.".
По делу установлено:
Букин Е.Н, инвалид первой группы по зрению (ранение получено при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской республике в 1995 году), обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о взыскании расходов, понесенных на приобретение средств реабилитации - мяча футбольного стоимостью 2050 руб. и мяча волейбольного, стоимостью 2565 руб, мячи специализированные для людей с нарушением зрения, а также расходов в связи с проездом и проживанием в г "адрес" в связи с необходимостью дополнительного обследования органов зрения (последствия военной травмы)в размере 16168, 40 руб.
В обоснование иска указано, что состояние здоровья истца требует постоянного наблюдения, он регулярно проходит обследование и лечение в поликлинике по месту жительства. 21.03.2019 при прохождении МСЭ было рекомендовано приобретение TCP в виде вспомогательных средств для занятия спортом. Кроме того, в связи с последствиями военной травмы - "данные изъяты" вынужден был для прохождения обследования обратиться в клинику офтальмологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Понесенные расходы просил взыскать с ответчика согласно ст. 1085 ГК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению норм права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав заключение прокурора Верещагиной К.Н. о законности решения суда, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возмещения истцу дополнительно понесенных расходов на приобретение средств реабилитации для занятия иными видами спорта, расходов на проезд и проживание к месту медицинского обследования.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, считает правильным и основанным на материалах дела и нормах закона.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 года 181-ФЗ инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если не установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение".
В соответствии с пп. "б" п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
Из приведенных нормативных положений, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм. Дополнительные расходы на ТСР, предусмотренные картой реабилитации инвалида, подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Букин Е.Н. является инвалидом 1 группы "данные изъяты", ранение получено при исполнении обязанностей военной службы; истец является получателем ежемесячной денежной компенсации в виде возмещения вреда, причиненного здоровью, ежемесячные выплаты инвалидам вследствие военной травмы.
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида Букина Е.Н, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России Бюро N2 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области", ему рекомендованы спортивные тренажеры и оборудование для занятия спортом, в связи с чем указано об использовании Букиным Е.Н. технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде вспомогательных средств для занятий другими видами спорта с 21.03.2019г. бессрочно (л.д.8).
Согласно товарного чека и квитанции Букин Е.Н. понес 30.04.2019г. и 05.06.2019г. соответственно расходы на приобретение мяча волейбольного и мяча футбольного звукового (л.д.14).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает установленной нуждаемость Букина Е.Н. для целей реабилитации в использовании мячей волейбольного и футбольного звукового для занятий другими видами спорта, относящихся к техническим средствам реабилитации.
Данное средство реабилитации не включено в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, однако, это не влияет на определение нуждаемости истца в данном средстве.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит соответствующими закону выводы суда о взыскании с Министерства обороны РФ в пользу истца расходов на приобретение указанных средств реабилитации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нуждаемости в использовании истцом средств реабилитации в виде мячей для занятия спортом несостоятельны и опровергаются вышеперечисленными материалами дела.
Ввиду отсутствия права истца на бесплатное обеспечение данным средством реабилитации и исходя из представленных доказательств о нуждаемости Букина Е.Н. в данном техническом средстве реабилитации, судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с причинителя вреда расходов, связанных с приобретением мячей, в сумме 4615 рублей.
Решение суда в части взысканных расходов, понесенных истцом на проезд в специализированную клинику военных травм в связи с медицинским обследованием, ответчиком не обжалуется, в связи с чем предметом апелляционного рассмотрения не является.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.