Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И, судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М, при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-87/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области к Гудиловой Елене Олеговне о взыскании обязательных платежей, по апелляционной жалобе Гудиловой Елены Олеговны на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 г, установила:
в обоснование административного иска указано, что Гудиловой Е.О. начислен земельный налог за 2015 год в размере 105 786 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 12 947 рублей и земельный налог за 2017 год в размере 12 947 рублей. В связи с тем, что налогоплательщиком в срок, установленный законодательством, налог не уплачен, налоговым органом начислены пени и направлены требования об уплате задолженности. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Судебный приказ, выданный мировым судьей 30 апреля 2019 г, отменен 20 мая 2019 г. в связи с поступившими возражениями ответчика.
На основании изложенного инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее ИФНС по г. Ангарску, инспекция, налоговый орган), с учетом уточнения требований, просила суд взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2015-2017 года в сумме 131 680, 00 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 1 737, 53 рублей.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, с Гудиловой Е.О. взыскана задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 3 663, 00 руб, пени по земельному налогу за 2017 в размере 60, 16 руб, а также взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В удовлетворении требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015-2017 года в большем размере на сумму 128 017, 00 рублей, пени по земельному налогу за 2015-2017 года в большем размере на сумму 1 677, 37 рублей отказано.
В апелляционной жалобе Гудилова Е.О. просит решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что земельные налоги за оспариваемый период ею уплачены, в соответствии с ранее выставленными требованиями, а значит, не могут быть увеличены и удовлетворены. Не согласна с начислением земельного налога исходя из налоговой ставки 1, 5%, поскольку не является видом разрешенного использования земельного участка для размещения гостиницы, со вспомогательным - стоянка автомобильного транспорта (то есть единым, смешанным видом разрешенного использования). На указанном земельном участке два вида разрешенного использования земельного участка: основной вид - гостиница и вспомогательный - стоянка автомобильного транспорта. Налоговая ставка на гостиницу составляет 1, 5% налоговая ставка на автостоянку 0, 15% согласно решению Думы АГО от 30 сентября 2015 г. Данный участок не разделен, в тоже время какие-либо строения на участке отсутствуют, и участок фактически используется как автостоянка. Указывает, что расчет налоговой ставки производится по учетной записи в Росреестре, а для нарушителей разрешенного вида при минимальной ставке по фактическому использованию. Основной вид деятельности - гостиница и вспомогательный - автостоянка, говорит о том, что на участке можно осуществлять как совместную деятельность - гостиница и парковка, так и раздельно - либо гостиница, либо стоянка автомобильного транспорта.
В отзыве относительно доводов апелляционной жалобы налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснения административного ответчика Гудиловой Е.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
В силу части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Судом установлено, что Гудилова Е.О. в 2015 - 2017 гг. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 38:26:040701:273, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 34 микрорайон, рядом с МЖК-1.
В адрес Гудиловой Е.О. налоговым органом направлялись налоговые уведомления от 6 августа 2016 г. N 93516770 на уплату земельного налога за 2015 год в размере 11 754, 00 рубля, со сроком уплаты до 1 декабря 2016 г, от 6 июля 2017 г. N 6877817 на уплату земельного налога за 2016 год в размере 11 754, 00 рубля, со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г, и от 24 июня 2018 г. N 11578564 на уплату земельного налога за 2017 год в размере 11 754, 00 рубля, со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г.
Налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2015, 2016, 2017 гг, согласно которому сумма земельного налога составила 105 786, 00 рублей за каждый год, всего на сумму 317 358, 00 рублей.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление от 5 октября 2018 г. N 78053186 на уплату земельного налога за 2015, 2016, 2017 гг. в размере 317 358, 00 рублей, со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлено требование N 14120 об уплате налога, пени по состоянию на 6 февраля 2019 г. со сроком уплаты до 15 марта 2019 г.
В связи с неисполнением требований в добровольном порядке по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 30 по г. Ангарску и Ангарскому району 30 апреля 2019 г. выдан судебный приказ о взыскании с Гудиловой Е.О. задолженности по земельному налогу, который отменен 20 мая 2019 г. в связи с поступлением от ответчика возражений.
Как следует из материалов дела, 12 февраля 2016 г. Гудиловой Е.О. изменен вид разрешенного использования земельного участка на основной вид деятельности - гостиница, вспомогательный вид - стоянка автомобильного транспорта. Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Гудиловой Е.О. от 12 февраля 2016 г, кадастровой выпиской о земельном участке от 12 февраля 2016 г.
Решением Иркутского областного суда от 30 октября 2019 г, вступившим в законную силу, установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной его рыночной стоимости по состоянию на Дата изъята в размере 1 646 765, 00 рублей.
На основании решения суда от Дата изъята, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2016, 2017 гг.
С учетом пункта Дата изъята. Решения Думы г. Ангарска от 30 октября 2006 г. N 123-19гД "О земельном налоге" (в редакции, действующей на 2015 год) размер земельного налога, подлежащего начислению на объект налогообложения - земельный участок с кадастровым номером 38:26:040701:273, принадлежащий ФИО1 за 2015 год составляет 11 754, 00 рублей, исходя из следующего расчета (7 835 995 *0, 15%= 11 754, 00).
Конституционный Суд в Определении от 9 февраля 2017 г. N 212-О указал, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января налогового периода.
Учитывая выводы Конституционного Суда, изложенные в Определении от 9 февраля 2017 г. N 212-О, при исчислении земельного налога за налоговый период 2016 г. должна применяться налоговая ставка, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г.
Решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 г. N 87-07/01рД "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов" в пункте 2.1.4 статьи 2 "Положения о земельном налоге на территории Ангарского городского округа" установлено, что размер налоговой ставки для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок равен 0, 15%.
Таким образом, сумма земельного налога за 2016 год составляет 2 470, 00 рублей (1 646 765, 00*, 015%= 2 470, 00).
Административным ответчиком произведена оплата земельного налога за 2015, 2016 гг. Земельный налог за 2017 год был оплачен частично, в связи с чем сумма задолженности по земельному налогу за 2017 год составляет 3 663, 00 рубля.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2017 год, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Гудиловой Е.О. задолженность по налогу, пени, а также государственную пошлину.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при исчислении земельного налога за 2017 год подлежала применению налоговая ставка в размере 0, 15%, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета (которому должны соответствовать размещенные на земле объекты), а не от фактического использования земельного участка землепользователем. Поэтому в отношении данного земельного участка при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1, 5%.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с Решением Думы Ангарского городского округа от 30 сентября 2015 г. N 87-07/01рД налоговая ставка в размере 0, 15% от кадастровой стоимости установлена, в том числе в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок.
В соответствии со статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
При расчете земельного налога за 2017 год налоговый орган применил налоговую ставку 1, 5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельный участок относится к категории земли населенных пунктов, основной вид разрешенного использования: гостиница; вспомогательный: стоянка автомобильного транспорта.
Сведения о переводе земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в период, за который административному ответчику был исчислен земельный налог за 2017 год, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в спорный налоговый период административный ответчик с заявлением об изменении вида разрешенного использования не обращался, поэтому оснований считать, что налог исчислен с неверным определением налоговой ставки не имеется.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 12 марта 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий Судьи
Н.И. МедведеваЛ.В. Гусарова Н.М. Усова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.