Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г, судей
Бакуменко Т.Н.
Утенко Р.В.
при секретаре
Михайловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2020 года гражданское дело N2-7678/2019 по апелляционной жалобе Я.В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года по иску Я.В. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об установлении юридического факта, обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г, объяснения истца Я.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я.В. обратился в суд с иском к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просит установить факт его проживания в Санкт-Петербурге на законных основаниях не менее 10 лет; обязать администрацию района поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указано, что с сентября 2008 года по июль 2013 года проживал в "адрес"; учился в РГПУ им. А.И. Герцена, проживая в студенческом городке; с июля 2013 года по август 2018 года: "адрес", с августа 2018 года: "адрес"; до июля 2013 года был постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". Однако администрацией района ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по причине не подтверждения факта проживания в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 13.11.2019 в удовлетворении исковых требований Я.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Я.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, считая незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что Я.В. представлен ряд доказательств подтверждающих ее постоянное проживание на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет, а также указано на то, что факт установления места жительства гражданина не обязательно связан с видом регистрации.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил,, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 11.07.1991 по 04.07.2013 Я.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"
В Санкт-Петербурге истец зарегистрирован с 04.07.2013 по 20.08.2018 по адресу: "адрес"; с 20.08.2018 по настоящее время по адресу: "адрес"
15.01.2019 года на заявление Я.В. администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги "Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (коммунальные квартиры)" со ссылкой на положения п.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилой площади по договорам социального найма", о чем 11.01.2019 издано распоряжение N 22, в связи с отсутствием подтверждения проживания Я.В. в Санкт-Петербурге на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст. 20 ч.1 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 25.06.1993 года N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", правилами регистрации и снятия с учета граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N713, а также Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", согласно которым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет при наличии постоянной регистрации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку о регистрации истца, договоры найма жилого помещения, учитывая, что установление факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге необходимо истцу в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при условии, что администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, в досудебном порядке не установилаоснования для предоставления государственной услуги, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для установления факта постоянного проживания и регистрации истца на территории Санкт-Петербурга в течение десяти лет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 27 и части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, а также, кто законно находится на территории Российской Федерации, вправе свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила), установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно пункту 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.Согласно пункту 15 Правил, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
По смыслу статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
Данная правовая позиция согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.01.2003 N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга N 407-65 составляет общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно, законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Достаточных, достоверных и неопровержимых доказательств постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец суду не представил.
При таком положении, принимая во внимание, что законодатель связывает понятие места жительства с наличием законных оснований для вселения и проживания граждан по определенному адресу, учитывая отсутствие в материалах дела письменных доказательств, свидетельствующих о факте наличия у заявителей права на постоянное проживание в жилом помещении на территории Санкт-Петербурга на законных основаниях в периоды до 04.07.2013, судебная коллегия считает, что факт постоянного проживания истца более 10 лет не подтвержден материалами дела.
Судебная коллегия приходит к выводу, что документы, представленные истцом - справка о регистрации истца, договоры найма жилых помещений, договор купли-продажи жилого помещения в смысле приведенных положений закона не свидетельствуют именно о юридически значимом факте - постоянного проживания в Санкт-Петербурге, и правового значения не имеют. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что в течение длительного времени истец проживает в Санкт-Петербурге судебной коллегией отклоняются, так как истец не подтвердил постоянное проживание на территории Санкт-Петербурга до 2013 года при наличии постоянной регистрации по месту жительства в Чукотской области.
Истец не наделен правом на жилищное обеспечение за счет средств бюджета в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге сроком не менее 10 лет в силу положений п.2 ст.1 и ст.10 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при наличии постоянной регистрации является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Фактическое пребывание истца в Санкт-Петербурге не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок проживания в Санкт-Петербурге.
При таких обстоятельствах, истец может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях при наличии срока 10 лет постоянного проживания в Санкт-Петербурге, подтвержденных постоянной регистрацией по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, а в настоящее время основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Довод апеллянта относительно отсутствия требований об обязательной регистрации на территории Санкт-Петербурга в Законе Санкт-Петербурга N 407-65 основанием к отмене решения суда не является, поскольку установление факта постоянного проживания осуществляется с учетом требований в том числе и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
Правила, не ограничивая выбор гражданина относительно места его проживания или пребывания, устанавливают порядок регистрации волеизъявления гражданина, одновременно устанавливая наличие законных оснований для проживания или пребывания на территории субъекта Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 13 ноября 2019 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.