Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Мелешко Н.В.
Вологдиной Т.И.
при секретаре
Федотовой У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-65/2019 по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "18 квартал" на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 года по иску Д.А. к Товариществу собственников жилья "18 квартал", администрации Выборгского района Санкт - Петербурга об обязании снести сооружения (контейнерные площадки), Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г, выслушав объяснения истца Д.А, представителя ответчика ТСЖ "18 квартал" - Н.А, представителя ответчика Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Н.В, изучив материалы дела, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Д.А. обратился в суд с иском к ТСЖ "18 квартал", Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором, просит обязать ответчиков снести два сооружения (строения) для хранения контейнеров с твердыми коммунальными отходами, построенные на земельном участке у многоэтажного "адрес", в двухмесячный срок.
В обоснование иска указано, что Д.А. является собственником "адрес". Предписанием N 05/13422-Р от 13.10.2017 Государственной жилищной инспекции на ТСЖ "18 квартал" возложена обязанность по обеспечению работоспособности мусоропровода. Решением Выборгского районного суда от 12.09.2018, вступившим в законную силу, установлена обязанность ТСЖ "18 квартал" обеспечить работоспособность мусоропровода в многоквартирном доме. Вместе с тем на земельном участке, прилегающем к дому, незаконно располагаются две площадки для хранения контейнеров с твердыми бытовыми отходами. Ответчик ТСЖ "18 квартал" в отсутствие какой - либо разрешительной документации, а также решения общего собрания на месте площадок построил два сооружения (строения), предназначенных для хранения контейнеров с твердыми бытовыми отходами и эксплуатирует их, нарушая права и интересы истца.
Д.А. ссылался на то обстоятельство, что действиями ответчика нарушаются положения Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Санитарные правила содержания территорий населенных мест, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона Российской Федерации от 03.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также его права как жителя спорного дома на благоприятную окружающую среду.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22.02.2019 на ТСЖ "18 квартал" возложена обязанность снести два сооружения для хранений контейнеров с ТБО, расположенные на землях общего пользования у "адрес", в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований Д.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2019 решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22.02.2019 оставлено без изменения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 апелляционное определение судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 16.06.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе представитель ТСЖ "18 квартал" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано на то, что спорные контейнерные площадки установлены застройщиком в соответствии с генеральным планом, а ответчик лишь обеспечивает надлежащее состояние данных элементов благоустройства.
В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга", Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, о причинах своей неявки судебную коллегию не известили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
На территории, прилегающей к многоквартирному дому по спорному адресу, организовано хранение контейнеров для сбора отходов, для чего построены спорные сооружения, используемые и обслуживаемые ответчиком ТСЖ "18 квартал".
Из ответа Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 04.05.2018 на обращение Д.А. следует, что в ходе проведения 27.04.2018 внеплановой выездной проверки соблюдения требований жилищного законодательства по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес", установлено, что сведения об указанном земельном участке для размещения многоквартирного дома, его границе, схеме расположения внесены в Региональную информационную систему "Геоинформационная система Санкт-Петербурга (РГИС).
По сведениям, представленным ТСЖ "18 квартал", контейнерные площадки установлены в местах, предусмотренных проектом благоустройства территории при строительстве жилого дома генеральным подрядчиком ЗАО "Строительный трест".
Контейнерные площадки установлены за пределами земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного жилого дома по спорному адресу, на расстоянии более 20 метров от дома, в котором проживает Д.А, на момент проверки контейнерные площадки находятся в удовлетворительном санитарном состоянии. Вывоз мусора с контейнерных площадок по спорному адресу производится ежедневно в соответствии с договором заключенным между ТСЖ "18 квартал" и ООО "Автопарк N 6 Спецтранс".
Согласно данным территориального отдела в Выборгском и Калининском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 03.05.2018 на обращение Д.А, спорные контейнерные площадки расположены за пределами земельного участка, входящего в состав имущества многоквартирного дома по вышеуказанному адресу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Д.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 4 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установив, что земельный участок, на котором расположены спорные контейнерные площадки, расположен за пределами земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома по спорному адресу, то есть на землях общего пользования, площадки возведены и используются ТСЖ "18 квартал" без законных оснований, не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда ввиду следующего.
В силу положений ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Принимая во внимание положения данной нормы, именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.
Согласно положениям п. 3.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
В силу положений п. п. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям п. 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88 от 5.08.88 N 4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
При рассмотрении дела установлено и участниками процесса не оспорено, что спорные контейнерные площадки обслуживают три многоквартирных дома по адресам: "адрес", расположены на землях общего пользования, содержатся в надлежащем состоянии, находятся на расстоянии не менее 20 метров от дома, в котором проживает истец.
Из представленных графических материалов Генерального плана (т. 1 л.д. 127) следует, что территория, непосредственно прилегающая к вышеуказанным жилым домам, обеспечивается площадками для мусоросборных контейнеров - обозначены в количестве 3 штук.
Данными системы РГИС, а также фотоматериалами подтверждается, что на территории в пределах допустимой близости от "адрес" расположены две контейнерные площадки (т. 1 л.д. 145-147), что свидетельствует о том, что размещение спорный объектов было спланировано при строительстве жилых домов и обусловлено изначально необходимостью в них с целью обслуживания домов по адресам: "адрес" учетом потребностей проживающих в сборе ТБО.
Таким образом, указанные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о нарушении расположением контейнерных площадок прав и законных интересов истца, подлежащих защите.
Доводы истца о наличии в доме его проживания мусоропровода не имеют юридического значения, принимая во внимание требования нормативных актов об устройстве на территориях муниципальных образований контейнерных площадок для накопления ТБО.
Согласно положениям ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Возлагая на ответчика обязанность по сносу сооружений для хранения контейнеров, суды указали на использование спорных площадок управляющей организацией дома, в котором проживает истец, установив при этом то обстоятельство, что расположены площадки на территории общего пользования, находящейся в ведении Администрации Выборгского района.
Судебная коллегия находит, что выводы судов о возможности возложения на ответчика обязанности по сносу контейнерных площадок сделаны с нарушением положений ст. 222 ГК РФ, предусматривающей снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица.
Вывод судов о возможности возложения обязанности по сносу постройки на лицо ее использующее основан на ошибочном применении положений ст. 222 ГК РФ.
В суде первой инстанции, а также апелляционной жалобе представителем ответчика указывалось, что спорные контейнерные площадки были установлены застройщиков при вводе объекта в эксплуатацию в соответствии СНиП 3.01.04-87.
Указанные доводы подтверждаются включением спорных площадок в Генеральный план застройки северной части квартала 18. (т.1 л.д. 127).
Таким образом, факт возведения контейнерных площадок ответчиком при рассмотрении дела не установлен, устройство ответчиком над контейнерной площадкой, расположенной на территории общего пользования, ограждающей конструкции с целью защиты от ветра и осадков не доказывает возведение площадок ТСЖ "18 квартал".
Обстоятельство невключения спорных контейнерных площадок администрацией Выборгского района в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов также само по себе не является основанием для сноса площадок при отсутствии установления факта нарушения прав и законных интересов истца расположением площадок для ТБО и невыяснении обстоятельств наличия иных мест для сбора бытовых отходов, обустроенных на расстоянии не более 100 метров от трех многоквартирных домов, использующих спорные площадки.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, следовательно, обжалуемый судебный акт является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 февраля 2019 отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении иска Д.А. к Товариществу собственников жилья "18 квартал" об обязании снести сооружение (контейнерные площадки) отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.