Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
Судей
Козловой Н.И, Ничковой Н.И.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 июня 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2019 года по гражданскому делу N 2-264/2019 по иску Аббасовой Тараны Тофиг кызы к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в страховой стаж и назначении пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л, выслушав объяснения истца Аббасовой Т.Т.к, представителя истца - Аббасова А.Т.о, представителя ответчика - Рыжковой А.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аббасова Т.Т.к, "дата" года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР), в котором просила о включении в её страховой стаж периода её работы с 16 сентября 1980 года по 25 декабря 2000 года на Гянджанском заводе фарфоровой посуды, Республика Азербайджан, и назначении страховой пенсии с момента обращения за ней 11 апреля 2018 года, считая отказ в её назначении по причине непредставления надлежащим образом оформленных документов необоснованным и полагая, что не может нести ответственность за неправильное оформление работодателем документов о своей трудовой деятельности.
Решением Петроградского районного суда от 21 марта 2019 года требования Аббасовой Т.Т.к. удовлетворены, на ответчика возложена обязанность включить в страховой стаж период работы Гянджанском заводе фарфоровой посуды в Азербайджанской ССР с 16 сентября 1980 года по 25 декабря 2000 и назначить пенсию с даты обращения 11 апреля 2018 года.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2019 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика УПФР - без удовлетворения.
Кассационным определением Третьего Кассационного суда от 23 декабря 2019 года апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2019 года отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Часть 1 статьи 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 35 "Переходные положения" Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 2 статьи 8 настоящего закона, начиная с с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к ФЗ N 400-ФЗ. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии в 2018 году, в 2018 году требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13, 8 в соответствии с Приложением 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Азербайджан не подписала.
Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 г. N 1-369-18 (при применении документа следует учитывать, что с 01.01.2002 г. основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируется Федеральными законами от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ и от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ) при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 г.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 8 рекомендаций, данных в Распоряжении правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Трудового кодекса РФ и пункта 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 (далее - Правила от 16 апреля 2003 года), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Кроме того, по смыслу п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установлении трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555 (далее - Правила от 24 июля 2002 года), трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Аналогичная норма содержится в пункте 11 ныне действующих Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (абзац 4 ст. 66 Трудового кодекса РФ).
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162 (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках"), было установлено также, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Из материалов дела следует, что 11 апреля 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако, решением от 23 октября 2018 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа 9 лет и ИПК не менее 13, 8.
В страховой стаж Аббасовой Т.Т.к. не были включены периоды работы с 16 сентября 1980 года по 25 декабря 2000 года на Гянджанском заводе фарфоровой посуды. Представленная трудовая книжка с нотариальным переводом от 01.05.2018 года не была принята к зачету, поскольку запись о первом периоде работы внесена в трудовую книжку ранее даты заполнения трудовой книжки; представленная справка о стаже от 01.05.2018 года N 17 не была принята к зачету, так как выдана на имя Зульфугарлы-Аббасовой Таране Тофиг кызы, в то время как в документе, удостоверяющем личность истицы, виде на жительство, указана Аббасова Тарана Тофиг кызы; представленная копия свидетельства о рождении сына истицы с нотариальным переводом не была принята ввиду того, что печать на копии свидетельства не читается и в представленном переводе отсутствует расшифровка печати; на запрос УПФР в Государственный фонд социальной защиты Азербайджанской Республики в трехмесячный срок ответ получен не был.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что не имеется оснований для исключения периода работы истца в СССР на Гянджанском заводе фарфоровой посуды с 16.09.11980 по 31.12.1990 года, отраженной в трудовой книжке истца.
Из представленных в материалы дела копии трудовой книжки, акта Низаминского районного отдела города Гянджа Государственного фонда социальной защиты населения Азербайджанской Республики от 11 октября 2018 года (л.д. 11-13), ответа на запрос Аббасовой Т.Т.к. председателя управляющего состава ОАО "ГянджаЧини Габлар" от 11 марта 2019 года, исследованных в судебном заседании материалов пенсионного дела (в том числе справки о заключении брака от 04.09.2018 года (представлена в материалы пенсионного дела), следует, что в период с 16 сентября 1980 года по 25 декабря 2000 года Аббасова Т.Т.к. работала на Гянджанском заводе фарфоровой посуды в качестве слесаря 2-го разряда паросилового цеха, контролера-приемщика 3-го разряда в массово-заготовительном цехе, старшего инспектора отдела кадров.
Исследованные документы судом документы в их совокупности подтверждают трудовую деятельность истца в СССР на Гянджанском заводе фарфоровой посуды Азербайджанской ССР в период с 16.09.11980 по 31.12.1990 года, поэтому судебная коллегия считает, что решение УПФР в этой части является ошибочным, указанный период трудовой деятельности в СССР подлежал включению в страховой стаж Аббасовой Т.Т.к, в этой части решение суда первой инстанции является правильным.
Период работы с 01.01.1991 года по 25.12.2000 года, отраженный в трудовой книжке истца не подлежит включению в страховой стаж, так как трудовая деятельность осуществлялась в Азербайджанской Республике, которая участником Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" не является.
При этом истец не представила доказательств, что она произвела уплату страховых взносов за указанный период с 01.01.1991 года по 25.12.2000 года в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой части судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика.
В страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Таким образом с 01.01.1991 года периоды работы, протекающие за границей возможно включить в стаж только при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ. В данном случае суд первой инстанции включил в стаж период работы с 01.01.1991 года по 25.12. 2000 год, за которые не уплачивались страховые взносы.
Также принимаются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что решением суда в нарушение ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пенсия назначена ранее достижения истицей возраста 55 лет на 1 месяц.
В силу статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истец, достигает возраста 55 лет 11 мая 2018 года, то с указанной даты и подлежит назначению с учетом на этот период стажа 13 лет 3 месяца 11 дней.
Из решения УПФР от 23.10.2018 года следует, что ответчиком включен в страховой стаж период работы в Российской Федерации в ООО "Ригонда" 2 года 11 месяцев 25 дней.
Судебной коллегией зачтен период работы истца в СССР с 16.09.1980 года по 31.12.1990 года (10 лет 3 месяца 11дней), таким образом стаж составляет 13 лет 3 месяца 11 дней.
С учетом установленных судебной коллегией оснований для включения периода работы с 16.09.1980 года по 31.12.1990 года в страховой стаж истца Аббасовой Т.Т.к, наличия необходимого страхового стажа более 9 лет, достижения ею необходимого пенсионного возраста 11 мая 2018 года, страховая пенсия подлежит назначению Аббасовой Т.Т.к. с 11 мая 2018 года.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2019 года изменить, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга удовлетворить частично.
Исковые требования Аббасовой Тараны Тофиг кызы удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга включить в страховой стаж Аббасовой Тараны Тофиг кызы период её работы с 16 сентября 1980 года по 31 декабря 1990 года на Гянджанском заводе фарфоровой посуды.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга назначить Аббасовой Таране Тофиг кызы страховую пенсию по старости с 11 мая 2018 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.