Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2020 года административное дело N2а-2829/2020 по апелляционной жалобе Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2020 года по административным исковым заявлениям Овчинникова В. В. и Королева В. М. к Муниципальному совету внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское о признании незаконным бездействия Муниципального совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ Смольнинское, по административному исковому заявлению Королева В. М. о признании незаконным решения N34 от 18 февраля 2020 года "О необходимости проведения повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации".
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административных истцов Овчинникова В.В. и Королева В.М, представителя административного истца Овчинникова В.В.- Чуракова Д.В, действующего в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению с занесением в протокол судебного заседания; представителей административного истца Королева В.М.- Чистякову О.А. и Логуа П.Р, действующих в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению с занесением в протокол судебного заседания; представителей административного ответчика-председателя Ранкова Г.М. и Котина Е.А, действующего на основании доверенности от 13 марта 2020 года сроком на 1 год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королев В. М. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва в части непроведения следующего тура голосования по вопросу избрания главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское до принятия решения об избрании на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское одного из кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Королев В.М. просил обязать Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва провести следующий тур голосования по вопросу избрания главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (до принятия решения об избрании на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское одного из кандидатов, представленных конкурсной комиссией) (л.д.7-10, том 2, дело N2а-2829/2020).
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 года административный иск принят к производству суда и административному делу присвоен номер 2а-2829/2020 (л.д.1-3 том 2, дело N2а-2829/2020).
В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Королев В.М. дополнил требования и просил признать незаконным решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва от 18 февраля 2020 года N34 "О необходимости проведения повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации (л.д.148 том 2, дело N2а-2829/2020).
Овчинников В. В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным:
-бездействие Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва, выраженное в не выполнении решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское по конкурсу;
-признать незаконным решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 18 февраля 2020 года "О необходимости проведения повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации".
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Овчинников В.В. просил:
-обязать Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское назначить на должность главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское одного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам проведенного конкурса 5 февраля 2020 года, -за неисполнение решения суда в установленный судом срок установить компенсацию в размере 3 000 рублей, начиная с восьмого дня после истечения срока предоставленного судом для добровольного исполнения суда; 5000 рублей, начиная с четырнадцатого дня после истечения срока, предоставленного судом для добровольного исполнения решения суда;
-взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей (л.д.4-10 том 1).
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 февраля 2020 года административный иск принят к производству суда и административному делу присвоен номер 2а-2867/2020 (л.д.1-2 том 1).
В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Овчинников В.В. неоднократно уточнял требования и в последней редакции просил:
-признать незаконным бездействие Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, выраженное в не выполнении решения Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское по конкурсу;
-обязать Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское назначить на должность главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское одного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам проведенного конкурса 5 февраля 2020 года, -взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей (л.д.4-10 том 1).
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2020 года принят отказ Овчинникова В.В. от административного иска о признании незаконным и отмене решения N34 от 18 февраля 2020 года "О необходимости проведения повторного конкурса на замещение должности главы местной администрации" и производство по делу в указанной части прекращено (л.д.105-106 том 3).
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2020 года административное дело N2а-2829/2020 и N2а-2867/2020 объединены в одно производство, делу присвоен номер N2а-2867/2020 (л.д.63-65 том 2).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на официальном сайте Администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское было размещено объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и Положение N17 от 11 декабря 2019 года "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское". 05 февраля 2020 года по результатам проведенного конкурса на замещение главы администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское были определены два кандидата Овчинников В.В. и Королев В.М, и представлены в Муниципальный совет для назначения одного из кандидатов главой администрации. Муниципальный совет, по мнению административных истцов, устранился от исполнения закона, поскольку ни один из кандидатов на должность главы не был избран по причине отсутствия большинства голосов за кандидатов. До настоящего времени, решение по результатам конкурса, проведенного 05 февраля 2020 года, на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское муниципальным советом не принято.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2020 года административные иски удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, выразившееся в непринятии решения о назначении на должность главы местной Администрации внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское по итогам конкурса, проведенного 05 февраля 2020 года; на Муниципальный совет внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское возложена обязанность принять решение о назначении на должность главы местной администрации Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское по результатам конкурса, проведенного 05 февраля 2020 года, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу; с Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское в пользу Овчинникова В.В. взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано (л.д.133-144 том 3).
В апелляционной жалобе Муниципальный совет внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом необоснованно отклонены доводы административного ответчика о ненадлежащем признании административных истцов кандидатами на замещение должности главы местной администрации, поскольку согласно протоколу N11 от 18 февраля 2020 года депутаты признали процедуру проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации незаконной; решение N17 от 11 декабря 2019 года "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское", как противоречащее Уставу муниципального образования Смольнинское, было признано утратившим силу решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское от 18 февраля 2020 года N35; суд неправильно истолковал положения статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и неправомерно возложил на административного ответчика обязанность принять решение о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское" по результатам конкурса, проведенного 5 февраля 2020 года с нарушением процедуры и признанного несостоявшимися и в связи с тем, что кандидатами не набрано в ходе двух туров голосования более половины голосов от числа избранных депутатов; не оспаривая Положение о конкурсе, суд обязывает административного ответчика действовать вопреки ему и проводить третий тур голосования (л.д.181-188 том 3).
Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, поддержавших доводы апелляционной жалобы, административных истцов и их представителей, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N17 утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее-Положение), которое было опубликовано в газете "Муниципальный округ Смольнинский" и на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального округа Смольнинское и вступило в силу (л.д.38-47 том 1).
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N18 объявлен конкурс на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское с датой проведения - 05 февраля 2020 года (л.д.48-57 том 1).
Административные истцы Овчинников В.В. и Королев В.М. подали установленные документы, на основании которых были допущены к конкурсу.
05 февраля 2020 года конкурсной комиссией, сформированной с участием Губернатора Санкт-Петербурга, проведен конкурс на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, о чем составлен протокол N2, согласно пункту 3.5 которого конкурсной комиссией принято решение о признании в соответствии с пунктом 7.19 Положения Овчинникова В.В. и Королева В.М. кандидатами на замещение должности главы местной администрации (л.д.27-37 том 1).
12 февраля 2020 года на заседании Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское обсуждался вопрос о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское избранного по конкурсу. По результатам голосования административные истцы не набрали нужного количества голосов, за Королева В.М. голосовали: "за" - 4 депутата, "против" - 14, "воздержались" - 2; за Овчинникова В.В.: "за" никто не голосовал, "против" - 14 депутатов, "воздержались" - 6, в связи с чем в соответствии с пунктом 7.19 Положения был объявлен второй тур, по итогам голосования которого результаты не изменились и решение о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское избранных по конкурсу Королева В.М. и Овчинникова В.В. не было принято (л.д.20-22 том 1).
После этого Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское приняты в том числе следующие решения:
-N34 от 18 февраля 2020 года о признании необходимым провести повторный конкурс на замещение должности главы местной администрации Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское в связи в принятием двух решений, противоречащих Положению, при этом комиссия незаконно не допустила к конкурсу двух претендентов С.Д.Н. и Ш.А.В. и не приняла ни одно из трех возможных решений, предусмотренных пунктом 8.1 Положения (л.д.113-114 том 1);
-N35 от 18 февраля 2020 года о признании утратившим силу решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N17 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (л.д.173-174 том 1);
-N36 от 18 февраля 2020 года о признании утратившим силу решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N19 "О формировании конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (л.д.175 т. 1);
-N38 от 18 февраля 2020 года о запрете главе муниципального образования Смольнинское Р, Г.М. заключать контракт с главой местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское до принятия Муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское решения о назначении соответствующего гражданина на должность главы местной администрации (л.д.176-177 том 1);
-N39 от 26 февраля 2020 года об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское согласно Приложению к настоящему решению (л.д.178 том 1);
-N65 от 13 мая 2020 года об объявлении конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, проведении конкурса 29 июня 2020 года (л.д.88-98 том 3173-174 том 1).
Согласно статье 1 Федерального закона от 06 октября 2003 гола N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Структуру органов местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.34 ФЗ N131-ФЗ).
Статьёй 25 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N420-79 (ред. от 23.07.2020) "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют муниципальный совет муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса (ч.2.1 ст. 36 ФЗ "131-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" Муниципальный совет муниципального образования состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования, обладающим активным избирательным правом, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи заседание муниципального совета муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Согласно пункту 2 статьи 14 Устава муниципального образования муниципальный округ Смольнинское структуру органов местного самоуправления муниципального образования Смольнинское составляют:
-Муниципальный совет муниципального образования Смольнинское - представительный орган самоуправления, -глава муниципального образования Смольнинское- высшее должностное лицо местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, -администрация муниципального образования Смольнинское -исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования Смольнинское, -контрольно - счетный орган муниципального образования муниципальный округ Смольнинское.
В соответствии со статьей 15 Устава Муниципальный совет муниципального образования Смольнинское обладает правами юридического лица (п.3), состоит из двадцати депутатов (п.2).
Согласно пункту 7 статьи 18 Устава решения Муниципального совета муниципального образования Смольнинское принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании на момент голосования, при наличии не менее 50% от числа избранных депутатов.
Статьёй 24 Устава предусмотрено, что:
-глава администрации муниципального образования Смольнинское назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок, не превышающий срок полномочий Муниципального совета муниципального образования Смольнинское, но не менее чем на два года решения (п.1);
-порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливается Муниципальным советом муниципального образования Смольнинское (п.5);
-лицо назначается на должность главы администрации Муниципальным советом муниципального образования Смольнинское из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п.6).
Согласно пункту 7.19 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, принятым решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N17, все претенденты на замещение должности главы местной администрации, набравшие не менее половины голосов членов комиссии, признаются кандидатами на замещение должности главы местной администрации. Из этих кандидатов на заседании Муниципального Совета открытым голосование избирается глава местной администрации. Избранным на должность главы местной администрации считается кандидат, набравший в ходе голосования более половины голосов от числа избранных депутатов Муниципального совета. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов от числа избранных депутатов Муниципального совета, проводится следующий тур голосования.
Решения комиссии по результатам проведения конкурса и иным вопросам согласно пункту 7.16 Положения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.
В соответствии с пунктом 9.1 названного Положения, если в результате проведения конкурса не был выявлен кандидат на замещение должности главы местной администрации, отвечающий требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на замещение должности главы местной администрации, либо конкурс был признан несостоявшимся, муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, принимает решение о проведении повторного конкурса.
Как следует из протокола N2 заседания конкурсной комиссии от 5 февраля 2020 года, для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ зарегистрировались 9 человек, на заседание явились 7 человек; большинство голосов получили Королев В.М. и Овчинников В.В.; С.Д.Н. и Ш.А.В. не были включены в список претендентов в связи с замечаниями к комплекту представленных документов, при этом, большинства голосов членов комиссии за принятие такого решения с учетом одного воздержавшегося от голосования не было получено, что подтверждает доводы административного ответчика о допущенных нарушения при проведении конкурса на замещение должности главы администрации (л.д.27-37 том 1).
На заседании Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское 12 февраля 2020 года в соответствии с пунктом 7.19 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское было проведено два тура голосования, при этом ни один из кандидатов не набрал количества голосов, достаточных для назначения их главой администрации, и потому не было принято решение о назначении их главой местной администрации.
Указанное Положение, Устав муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге не предусматривают проведение более двух туров голосования.
Мнение административных истцов о том, что в соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" один из них в обязательном порядке должен быть назначен на должность главы администрации, является ошибочным, основано на неправильном толковании положений указанной нормы права, которая предусматривает только порядок и процедуру назначения на должность главы администрации.
Исходя из положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет своё нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объёме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определённых в законе.
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделён исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Овчинников В.В, оспаривая бездействие Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, выраженное в не выполнении решения этого же Муниципального совета о назначении на должность главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское по конкурсу, не указал номер и дату решения, которым было постановлено назначить одного из административных истцов на должность главы местной администрации.
Королев В.М, оспаривая бездействие административного ответчика в виде не проведения следующего тура голосования по вопросу избрания главы местной администрации, не указал нормативно-правовой акт, предусматривающий количество туров голосования более двух.
Суд первой инстанции, приходя к выводу о недопустимости множественности туров, тем не менее, удовлетворяя административный иск, возложил на административного ответчика обязанность провести очередной тур голосования.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 18 февраля 2020 года N35 признано утратившим силу решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 11 декабря 2019 года N17 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское и решением от 26 февраля 2020 года N 39 утвержден Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское согласно Приложению к настоящему решению, в соответствии с пунктом 7.1 которого, если Муниципальный совет не принял решение о назначении главы местной администрации из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов, Муниципальный совет принимает решение о проведении повторного конкурса (л.д.123 том 2).
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 13 мая 2020 года N65 объявлен конкурс на замещение должности главы местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское.
Указанные решения вступили в законную силу и не отменены, однако не были учтены судом при принятии решения об удовлетворении административных исков.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения административных исков, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исков.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2020 года отменить, в удовлетворении административных исков Овчинникова В. В. и Королева В. М. отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.