Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре
ФИО8
рассмотрела в открытом судебном ФИО2 административное дело по административному исковому заявлению Лазарева Евгения Ивановича о признании недействующим со дня принятия решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода" по апелляционной жалобе Лазарева Евгения Ивановича на решение Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Лазареву Евгению Ивановичу отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца Лазарева Е.А. - Фомина А.И, представителя административного ответчика городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамовой А.К, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода" отменены: решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36 "Об утверждении схем одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода" (включая Приложение); решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 года N 151 "О внесении изменений в схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, утвержденную решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36", которое 2 июля 2020 года опубликовано на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода (http://www.gorduma.nnov.ru) и на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (www.нижнийновгород.рф), а кроме того опубликовано 3 июля 2020 года в газете "День города. Нижний Новгород", N53 (1563).
Административный истец Лазарев Е.И, являющийся гражданином Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории города Нижнего Новгорода, являющийся депутатом городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по избирательному округу N 30, и на момент обращения в суд, являвшийся зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по избирательному округу N 31, обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода" (далее также решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134).
В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на статьи 31, 51, 29 Устава города Нижнего Новгорода, статьи 37, 43 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода, указал на нарушения при голосовании по вопросу об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода на заседании 23 июня 2020 года, проводимом в режиме видеоконференцсвязи: отсутствие электронной системы подсчета голосов, обязательной к использованию при принятии решений открытым голосованием; голосование посредством поднятия рук депутатами (что как форма голосования не предусмотрено при проведении заседаний в режиме видеоконференцсвязи); несоответствие числа проголосовавших "ЗА" проект решения депутатов, объявленного руководителем аппарата городской Думы, числу проголосовавших поднятием рук, зафиксированном на видеозаписи заседания городской Думы, а также протоколу заседания; несоответствие результатов голосования Лазаревым Е.И. по вопросу отмены правовых актов, а именно: он голосовал "против", в то время как на сайте городской Думы отражено, что он не принимал участия в голосовании; отсутствие решения Совета Думы о проведении заседания в режиме видеоконференцсвязи; отсутствие кворума при голосовании по вопросу отмены правовых актов.
Кроме того, административный истец считает, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 надлежащим образом не опубликовано, что противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу города Нижнего Новгорода, Регламенту городской Думы города Нижнего Новгорода.
Административный истец Лазарев Е.И. просил суд признать недействующим со дня принятия решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода".
Решением Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года постановлено в удовлетворении административного искового заявления Лазарева Евгения Ивановича о признании недействующим со дня принятия решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просил указанное решение суда от 25 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик городская Дума города Нижнего Новгорода представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила указанное решение суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Избирательная комиссия муниципального образования Нижний Новгород представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила указанное решение суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура Нижегородской области представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что указанное решение суда от 25 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Лазарева Е.А. - Фомин А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамова А.К. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 208 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положениями статьи 215 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его несоответствие полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
На основании части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), в пункте 1 статьи 11 которого установлено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также Законом Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3).
Статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ (пункт 1). Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона (пункт 2). Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов (пункт 4). В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающего число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока (пункт 7.1)
Аналогичные нормы предусмотрены статьей 10 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3, которой также предусмотрено, что муниципальный избирательный округ включает в себя всю территорию муниципального образования.
Таким образом, к компетенции городской Думы города Нижнего Новгорода относится принятие решения об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.
Городская Дума города Нижнего Новгорода входит в структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода (подпункт 1 пункта 1 статьи 26 Устава города Нижнего Новгорода) и является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода).
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, подпункта 3 пункта 5 статьи 46 Устава города Нижнего Новгорода в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования - городской Думы города Нижнего Новгорода.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, к компетенции городской Думы города Нижнего Новгорода относится, в том числе, принятие муниципальных правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования г. Нижний Новгород по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, а также по вопросам местного значения городского округа; принятие муниципальных правовых актов по вопросам организации деятельности городской Думы; принятие муниципальных правовых актов по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода.
На основании статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода, городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие либо изменяющие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Нижний Новгород; решения по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода; решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода (пункт 1). Решения, устанавливающие либо изменяющие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, принимаются большинством голосов от установленной Уставом города Нижнего Новгорода численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решения городской Думы города Нижнего Новгорода, устанавливающие либо изменяющие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Нижний Новгород (нормативные правовые акты), в течение 6 дней со дня их принятия подписываются председателем городской Думы города Нижнего Новгорода и направляются главе города Нижнего Новгорода для подписания и обнародования (пункт 2).
Заседание Городской Думы города Нижнего Новгорода правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленной Уставом города Нижнего Новгорода численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода (пункт 5 статьи 32 Устава города Нижнего Новгорода).
В силу пункта 3 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода городская Дума города Нижнего Новгорода в настоящее время состоит из 47 депутатов. 35 депутатов городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования город Нижний Новгород, и 12 депутатов избираются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования город Нижний Новгород.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 года N 151 внесены изменения в схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, утвержденную решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36.
Законом Нижегородской области от 4 декабря 2019 года N 156-З "О преобразовании муниципальных образований - сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, городского округа город Нижний Новгород и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" преобразованы муниципальные образования путем объединения сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области с городским округом город Нижний Новгород. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2020 года.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29 января 2020 года N 21 "О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода" внесены изменения в Устав города Нижнего Новгорода, в том числе в статье 6 Устав города Нижнего Новгорода пункт 1 дополнен подпунктом 9 о включении в административно-территориальное деление города Нижний Новгород административно-территориального образования Новинский сельсовет, в состав которого входят следующие населенные пункты: сельский поселок Новинки, деревня Комарово, сельский поселок Кудьма, деревня Кусаковка, деревня Новопавловка, деревня Ромашково, деревня Сартаково. Кроме того, статья 29 Устава города Нижнего Новгорода дополнена пунктом 2.1, о том что городская Дума города Нижнего Новгорода состоит из 35 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей, сроком на пять лет.
При этом пункт 2.1 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода в редакции указанного решения применяется к правоотношениям, связанным с проведением выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, назначенных в связи с истечением срока полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода, принявшей данное решение, а также к правоотношениям, связанным с осуществлением полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода и депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, избранных в результате муниципальных выборов, назначенных после принятия данного решения.
В течение 30 дней со дня вступления в силу указанного закона Нижегородской области от 4 декабря 2019 года N 156-З, которым изменены границы муниципального образования город Нижний Новгород, городская Дума Нижнего Новгорода не утвердила новую схему одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.
Решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 10 февраля 2020 года N 261 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода" в соответствии с пунктами 2 и 7.1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с пунктами 2 и 7 статьи 10 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З определена и утверждена схема одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.
Данное решение избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 10 февраля 2020 года N 261 Лазарев Е.И. оспаривал в Нижегородском районном суде города Нижний Новгород. Решением Нижегородского районного суда города Нижний Новгород от 16 августа 2020 года по административному делу N 2а-6473/2020 в удовлетворении административного иска жителя города Нижний Новгород, депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по избирательному округу N 30 Лазарева Евгения Ивановича к избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород о признании решения избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 10 февраля 2020 года N 261 недействующим полностью - отказано в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу 21 августа 2020 года.
Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода" в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статьей 10 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-З, статьями 29 и 54 Устава города Нижнего Новгорода отменены: решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36 "Об утверждении схем одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода" (включая Приложение); решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 года N 151 "О внесении изменений в схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, утвержденную решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36".
Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 опубликовано 2 июля 2020 года на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода (http://www.gorduma.nnov.ru) и на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (www.нижнийновгород.рф), а кроме того опубликовано 3 июля 2020 года в газете "День города. Нижний Новгород", N53 (1563).
Таким образом, после утверждения решением избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород от 10 февраля 2020 года N 261 новой схемы одномандатных округов, предыдущая схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городской Думы Нижнего Новгорода, утвержденная решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 февраля 2015 года N 36 с изменениями, утвержденными решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 июня 2015 года N 151, не подлежала применению, независимо от отмены этих решений городской Думой.
Материалами дела подтверждается, что 19 июня 2020 года состоялось заседание постоянной комиссии городской Думы города Нижнего Новгорода по местному самоуправлению, на котором рассматривался вопрос о проекте решения городской Думы города Нижнего Новгорода "Об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода", что подтверждается протоколом заседания указанной постоянной комиссии (т.1 л.д.210-215).
22 июня 2020 года состоялось заседание Совета городской Думы города Нижнего Новгорода, на котором принято решение о проведении заседания городской Думы города Нижнего Новгорода 23 июня 2020 года с использованием системы видеоконференц-связи, что подтверждается протоколом N 6 заседания Совета городской Думы города Нижнего Новгорода (т.1 л.д.202-209).
Согласно протоколу пятьдесят девятого заседания городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва от 23 июня 2020 года установленная Уставом города Нижнего Новгорода численность депутатов городской Думы- 47, число избранных депутатов городской Думы - 47, число депутатов городской Думы, присутствующих на заседании - 42 (т.1 л.д.169-200).
По вопросу N 19 в повестке заседания, что соответствует вопросу N 20 в проекте повестки заседания, принято решение об отмене правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода; по принятию проекта решения по данному вопросу в первом чтении голосовали: за - 34, против - 0, воздержались - 0; по принятию проекта решения по данному вопросу во втором чтении голосовали: за - 34, против - 0, воздержались - 0 (т.1 л.д.194-195).
Из материалов дела следует, что административный истец Лазарев Е.И, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства на территории города Нижнего Новгорода, является депутатом городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва по избирательному округу N 30, также на момент обращения в суд являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 31.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие электронной системы подсчета голосов при принятии решений открытым голосованием в режиме видео-конференц-связи, голосование посредством поднятия рук депутатами, а также незначительное несоответствие числа проголосовавших "ЗА" проект решения депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, объявленного руководителем аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода, числу проголосовавших поднятием рук, зафиксированном на видеозаписи заседания городской Думы города Нижнего Новгорода, а также протоколу заседания, не могут быть признаны существенными нарушениями процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку видеозапись процесса голосования с фиксацией каждого из принимающих в заседании депутатов в момент голосования на заседаниях городской Думы города Нижнего Новгорода, как в обычном режиме, так и в режиме видеоконференц-связи, действующим законодательством не предусмотрена, кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании не отрицал, что размещенная видеозапись заседания городской Думы от 23 июня 2020 года не фиксировала в полном объеме как само заседание, так и голосование каждого депутата ввиду отсутствия соответствующей технической возможности, а также нормативно закрепленной обязанности видеофиксации момента голосования каждого из депутатов городской Думы.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что несоответствие результатов голосования Лазарева Е.И, как депутата городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва, по вопросу отмены правовых актов, а именно: он голосовал "против", в то время как на сайте городской Думы отражено, что он не принимал участия в голосовании, также не может быть признано существенным нарушением, поскольку не влияет на результат голосования по вопросу отмены правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода, так как "ЗА" проголосовало большинство - 34 депутата от установленной Уставом города Нижнего Новгорода численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.
Отказывая в удовлетворении иска Лазарева Е.И, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N134 как направленное на обеспечение реализации избирательных прав граждан - жителей города Нижнего Новгорода, не противоречат положениям действующего законодательства, и не нарушает прав и законных интересов административного истца; принято городской Думой города Нижнего Новгорода в пределах предоставленных полномочий; при наличии необходимого кворума; за принятие нормативного правового акта проголосовало большинство от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования; протокол заседания городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва от 23 июня 2020 года соответствует требованиям, содержащимся в Регламенте городской Думы города Нижнего Новгорода, подписан полномочным лицом, оснований для признания протокол заседания городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва от 23 июня 2020 года недопустимым доказательством у суда не имеется; каких-либо нарушений существенных положений нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида, судом не установлено.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что на видеозаписи голосования городской Думы города Нижнего Новгорода по вопросу об отмене правовых актов городской Думы видно и слышно, как проходит голосование по данному вопросу, руководитель аппарата городской Думы объявил, что "ЗА" проект решения проголосовало 37 депутатов, как в первом чтении, так и во втором чтении, в то время как в протоколе указано, что "ЗА" голосовало 34 депутата, а из записи видно, что "ЗА" проголосовало путем поднятия рук в первом чтении 21 депутат, во втором чтении 20 депутатов. На видеозаписи видно и слышно, что Лазарев Е.И. голосует "против", однако в результатах поименного голосования и протоколе заседания указано, что Лазарев Е.И. не голосовал.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда по следующим основаниям.
Статьей 43 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 мая 2018 года N 121, установлено, что на каждом заседании городской Думы ведется видеозапись заседания. Видеозапись заседания городской Думы размещается на официальном сайте городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебной коллегией в судебном заседании просмотрена видеозапись заседания от 23.06.2020, размещенная на сайте городской Думы gordumannov.ru/?id=83156, фрагмент записи от начала заседания с 2:14:28 до 2:16:10. Из видеозаписи следует, что руководителем аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода после голосования в первом чтении и после голосования во втором чтении действительно объявлялось, что "ЗА" проголосовали 37 депутатов, против - 0, воздержались - 0. Вместе с тем из видеозаписи следует, что "ЗА" путем поднятия рук проголосовало 34 депутата, а "Против" и "Воздержался" никто из депутатов путем поднятия рук не проголосовал.
Представленные административным истцом в материалы дела скриншоты (т.1 л.д.46, 47) представляют собой отдельные фрагменты голосования, и не отображают весь видеоряд, имеющийся на видеозаписи, поэтому не подтверждают доводы апелляционной жалобы административного истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика пояснила, что руководителем аппарата городской Думы города Нижнего Новгорода после подсчета голосов ошибочно озвучено, что "ЗА" проголосовало 37 депутатов, в действительности "ЗА" проголосовало 34 депутата, что и было отражено в протоколе заседания городской Думы города Нижнего Новгорода.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при просмотре видеозаписи, количество голосов может уточняться, при этом как 37 голосов "ЗА", так и 34 голоса "ЗА" являются достаточным количеством для принятия нормативного правового акта, поскольку в силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и пункта 2 статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода, решение по вопросу отмены правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода принимаются большинством голосов от установленной Уставом города Нижнего Новгорода численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, то есть большинством от 47 депутатов. Таким образом, оспариваемое решение принято большинством более 24 голосов депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода.
Доводы Лазарев Е.И, что по данному вопросу он голосовал "против", также не могут повлечь отмену решении суда, поскольку один голос "Против", при наличии 34 голосов "ЗА" не влияет на общий результат голосования.
Кроме того, из указанного фрагмента видеозаписи следует, что депутат Лазарев Е.И. при принятии оспариваемого решения (фрагмент записи от начала заседания с 2:14:28 до 2:16:10) участия в голосовании не принимал, также согласно видеозаписи, и сопровождающему видеозапись звуку, по данному вопросу "Против" никто не голосовал.
Таким образом, утверждение административного истца о его голосовании "Против" по данному вопросу не подтверждено какими-либо доказательствами, в том числе и представленными ими скриншотами.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что в нарушении пункта 2 статьи 39 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода в редакции, действовавшей на дату заседания, решение по оспариваемому вопросу принято открытым голосованием с использованием системы видеоконференц-связи без использования электронной системы подсчета голосов, что лишило обжалуемое решение городской Думы правовой определенности и законности, невозможно установить результаты голосования.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда в силу следующего.
Статьей 39 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 мая 2018 года N 121 в редакции от 29 апреля 2020 года, действующей по состоянию на 23 июня 2020 года, установлено, что все проекты правовых актов городской Думы на заседаниях городской Думы принимаются открытым голосованием, если правовыми актами городской Думы не предусмотрено "данные изъяты" голосование либо если городской Думой не принято решение о проведении "данные изъяты" голосования (пункт 1). Открытое голосование на заседаниях городской Думы проводится с использованием электронной системы подсчета голосов либо по решению городской Думы без использования данной системы. Открытое голосование на заседаниях городской Думы, проводимых с использованием системы видео-конференц-связи, осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов (пункт 2).
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что 23 июня 2020 года заседание городской Думы города Нижнего Новгорода проводилось с использованием системы видеоконференц-связи, при этом электронная система подсчета голосов не использовалась, открытое голосование производилось путем поднятия рук депутатами.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, такое несоответствие Регламенту городской Думы при голосовании по вопросу отмены правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода на заседании 23 июня 2020 года не может быть признано существенным нарушением процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку "ЗА" принятие данного вопроса проголосовало 34 депутата, то есть большинство депутатов, что подтверждается протоколом заседания пятьдесят девятого заседания городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва от 23 июня 2020 года, а также видеозаписью заседания городской Думы, размещенной на официальном сайте городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом само по себе не использование электронной системы подсчета голосов не повлекло искажение результатов голосования или невозможность их определения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что оспариваемое решение городской Думы города Нижнего Новгорода опубликовано в СМИ, тираж которого исключает возможность доведения информации до широкого круга лиц, выпуск от 3 июля 2020 года N 53 (1563) не опубликован на официальном сайте печатного издания, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Статьей 55 Устава города Нижнего Новгорода установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (пункт 1). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород" (далее в настоящей статье - печатное средство массовой информации). Для официального опубликования муниципальных правовых актов может также использоваться сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.dengoroda-nn.ru). Опубликование (обнародование) муниципальных нормативных правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода также осуществляется на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.нижнийновгород.рф) и на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gordumannov.ru) (пункт 2).
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 опубликовано 2 июля 2020 года на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода (http://www.gorduma.nnov.ru) и на официальном сайте администрации г. Нижнего Новгорода (www.нижнийновгород.рф), а также опубликовано 3 июля 2020 года в газете "День города. Нижний Новгород", N53 (1563), что подтверждается представленным в судебное заседание суда первой инстанции экземпляром печатного издания.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствуют основания для признания представленной в материалы дела копии газеты "День города. Нижний Новгород" от 3 июля 2020 года N53 (1563) недопустимым доказательством, поскольку на обозрение суду был предъявлен подлинный экземпляр средства массовой информации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23 июня 2020 года N 134 официально опубликовано с соблюдением установленного порядка опубликования.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазарева Евгения Ивановича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.