Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Мироновой Н.В.
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Любимова Л.С. об оспаривании в части постановления Избирательной комиссии Пермского края N 129/04-3 от 22 июля 2020 года "О возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2" по апелляционной жалобе Любимова Л.С. на решение Пермского краевого суда от 24 августа 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, установила:
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 24 января 2020 года N 101/01-3 назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2, в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного собрания Пермского края "данные изъяты"
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 246/1820-7 отложено голосование на выборах, назначенных на территориях субъектов Российской Федерации, приостановлены действия по подготовке и проведению указанных выборов, в том числе по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2, которые были назначена на 26 апреля 2020 года.
Пунктами 1 и 2 Постановления Избирательной комиссии Пермского края от 22 июля 2020 года N 129/04-3:
- определена дата голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 - 13 сентября 2020 года;
- возобновлены с 21 августа 2020 года действия по проведению и подготовке дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
19 августа 2020 года Любимов Л.С. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании пунктов 1 и 2 Постановления Избирательной комиссии Пермского края от 22 июля 2020 года N 129/04-3 "О возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2".
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые положения нарушают конституционное право административного истца быть избранным, поскольку постановлением о возобновлении выборов нарушены требования пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), то есть было ограничено время проведения 28-дневной агитации, периодом с 21 августа 2020 года по 12 сентября 2020 года.
Решением Пермского краевого суда от 24 августа 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Любимова Л.С. об отмене пунктов 1 и 2 постановления Избирательной комиссии Пермского края N 129/04-3 от 22 июля 2020 года "О возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2" отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене указанного судебного решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Избирательной комиссией Пермского края и прокуратурой Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - "данные изъяты" полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Согласно подпункту 4 статьи 2 этого же федерального закона предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданий проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Пермского от 24.01.2020 N 101/01-3 дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 были назначены на 26 апреля 2020 года.
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.04.2020 N 246/1820-7 голосование на указанных выборах было отложено, действия по подготовке и проведении указанных выборов приостановлены (пункт 1 постановления, строка 42 приложения 1 к постановлению).
В соответствии с пунктом 4 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.04.2020 N 246/1820-7, возобновление действий по подготовке и проведению указанных выборов, осуществляется по решению комиссии, организующей выборы после предварительного уведомления ЦИК России.
Пунктами 1 и 2 постановления Избирательной комиссии Пермского края от 22.07.2020 года "О возобновлении действий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2", которые оспариваются административным истцом, определена дата голосования на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края 13 сентября 2020 года и дата возобновления действий по проведению выборов - 21 августа 2020 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Постановление ЦИК РФ N 246/1820-7 от 03.04.2020 невозможно истолковать каким-либо образом, кроме как приостанавливающее проведение всех действий по подготовке и проведению выборов, в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, начиная с 03.04.2020 года.
Таким образом, до приостановления избирательные действия на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края осуществлялись 5 дней, в связи с чем Избирательной комиссией Пермского края правильно определена дата возобновления действий по подготовке и проведению выборов с 21 августа 2020 года.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия по проведению выборов были Центральной избирательной комиссией РФ приостановлены, но не отменены и не прекращены, поэтому данные действия подлежали возобновлению. Проведение таких действий вновь, с начальной стадии, повлекло бы увеличение установленного законодательством срока без каких-либо законных оснований для этого.
То обстоятельство, что Любимов Л.С. зарегистрирован в качестве кандидата 21.08.2020, на основании судебного решения, не повлекло нарушения избирательных прав административного истца. Положениями части 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов; агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края, выдвинутый избирательным объединением "Пермское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по одномандатному избирательному округу на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 2 в составе одного человека - Любимова Л.С, заверен постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 27.01.2020.
Доводы Любимова Л.С, касающиеся действий Избирательной комиссии Пермского края по проведению жеребьевки эфирного времени кандидатов для агитации до даты официального возобновления действий по подготовке выборов правильно оценены судом первой инстанции как не имеющие отношения к предмету заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые положения постановления Избирательной комиссии Пермского края от 22.07.2020 N 129/04-3 соответствуют законодательству Российской Федерации о выборах и не нарушают права административного истца.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в судебном заседании при рассмотрении дела по существу, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 24 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Любимова Л.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.