Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю
на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 19.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.06.2020
по административному делу по административному исковому заявлению Аполонского Н.В. к заместителю руководителя Федеральной налоговой службы России Аракелову С.А, Федеральной налоговой службе России, Управлению Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения, возложении исполнения обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя УФНС России по Ставропольскому краю Кубриной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения Аполонского Н.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
22.07.2019 Аполонским Н.В. в Федеральную налоговую службу России (далее - ФНС России), через Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю (далее УФНС России по Ставропольскому краю), подана жалоба на решение УФНС России по Ставропольскому краю от 19.04.2019 N, принятое по итогам рассмотрения жалобы Аполонского Н.В. на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России N 12 по Ставропольскому краю.
Решением заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России Аракеловым С.А. N СА-4-9/15729 от 08.08.2020 жалоба оставлена без рассмотрения в виду пропуска трехмесячного срока обжалования, предусмотренного пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа от 08.08.2020, поскольку установленный процессуальный срок им пропущен не был, административный истец обратился в Промышленный районный суд г.Ставрополя с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение и бездействие по фактическому нерассмотрению его жалобы незаконными, возложить на ФНС России обязанности рассмотреть жалобу по существу и о принятых результатах сообщить в установленные законом сроки.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 19.11.2019, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.06.2020, требования административного истца удовлетворены, решение N СА-4-9/15729 от 08.08.2020 об оставлении жалобы Аполонского Н.В. от 22.07.2019 без рассмотрения, бездействие ФНС России, выразившееся в оставлении жалобы без рассмотрения, признаны незаконными, возложена обязанность рассмотреть жалобу по существу и сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения в установленный законом срок.
Не согласившись с постановленными судебными актами административный ответчик УФНС России по Ставропольскому краю обжаловал их в кассационном порядке, подав кассационную жалобу через Промышленный районный суд г. Ставрополя 20.07.2020 (поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 24.07.2020), в которой ставит вопрос об их отмене, ссылалась на их незаконность и необоснованность, в виду неверного применения судами норм материального права, регулирующих порядок исчисления процессуальных сроков при обжаловании решений налогового органа в вышестоящий налоговый орган, а также в виду нарушения судами норм процессуального права, поскольку резолютивная часть решения не содержит сроков рассмотрения заявления административного истца. Просит решения судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В поданных возражениях административный истец с доводами жалобы не согласился, полагал принятые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы порядок и сроки подачи жалоб на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в соответствии с пунктом 2 которой жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу административным истцом жалоба на решение Управления ФНС России по Ставропольскому краю от 19.04.2019 подана в адрес ФНС России через УФНС России по Ставропольскому краю 22.07.2019.
В соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации сроками и порядком подачи жалобы, порядка исчисления процессуальных сроков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что процессуальный срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган Аполонским Н.В. пропущен не был, поскольку последний день срока приходился на 20.07.2019, являющегося нерабочим днем субботой, ближайший рабочий день 22.07.2019, который в силу пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации был днем окончания срока, и в который Аполонским Н.В. подана жалоба.
Позиция административного ответчика в кассационной жалобе основана на неверном трактовании норм материального права и является ошибочной.
Поскольку судами принято решение о незаконности решения ФНС России об отказе в рассмотрении жалобы в виду пропуска процессуального срока, постольку обоснованно удовлетворены требования административного истца о бездействии административного ответчика по ее рассмотрению и на административного ответчика обоснована возложена обязанность, направленная на устранение допущенных нарушений прав административного истца.
Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в кассационной жалобе, судами дана правильная оценка порядку исчисления процессуальных сроков, регулирующих спорные правоотношения, резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит неясностей, в том числе относительно порядка и сроков его исполнения, влекущих нарушение прав сторон и его неисполнимость, поскольку сроки рассмотрения жалоб установлены налоговым законодательством, применительно к рассматриваемому делу подлежат исчислению с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу, т.е. с момента постановления судебного акта судом апелляционной инстанции.
Исходя из существа и характера спора из решения суда первой инстанции и его резолютивной части очевидно усматривается ненормативный акт, который признан незаконным, орган, чье бездействие признано незаконным и орган, которому надлежит исполнить возложенные судом обязанности.
Правовая неопределенность по порядку, сроку и субъекту исполнения обжалуемого судебного акта, на что фактически указывает в кассационной жалобе административный ответчик, отсутствует. Кроме того, исходя из пояснений сторон в суде кассационной инстанции в настоящее время жалоба административного истца ФНС России рассмотрена, принято решение, т.е. решение суда по сути исполнено.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами верно применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с выводами судов, ошибочном трактовании норм материального права, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 19.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.