Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев материал по административному иску саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в интересах Оракова А.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными решений о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет
по кассационной жалобе саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в интересах Оракова А.Б. на определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г, УСТАНОВИЛА:
саморегулируемая организация Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в интересах Оракова А.Б. обратилась посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконными решений о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет. Одновременно в административном иске содержится требование о принятии мер предварительной защиты путем запрета Управлению Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике принимать решение об отказе в государственном кадастровом учете по указанным заявлениям.
Определением судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2020 г. указанный административный иск возвращен заявителю в связи с отсутствием полномочий у лица, подписавшего административный иск, на его подписание и подачу в суд.
Апелляционным определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г. определение судьи Нальчикского городского суда от 20 мая 2020 г. оставлено без изменения, частная жалоба саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга", направленной через суд первой инстанции 4 августа 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 августа 2020 г, ставится вопрос об отмене судебных актов как постановленных с нарушением норм процессуального права с направлением административного искового материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о его принятии.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу, в том числе, в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Согласно положениям статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" функциями саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 54 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
В силу приведенных норм материального и процессуального права в их взаимосвязи право на обращение в суд с административным иском в защиту других лиц предоставлено органам и лицам, прямо перечисленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, либо такое право физических и юридических лиц на обращение в суд в интересах другого лица должно быть прямо предусмотрено иным федеральным законом.
Из содержания административного иска саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга", поданного в интересах Оракова А.Б. в электронном виде, следует, что заявленные требования вытекают из конкретного факта подачи документов в Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике и принятого последним решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, не затрагивают общих прав и законных интересов всех членов этой саморегулируемой организации, предметом административного иска признание недействующим нормативного правового акта, обязанность исполнения которого возлагается на членов саморегулируемой организации не является.
Возможность представления законных интересов членов саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в их отношениях с федеральными органами государственной власти, в том числе, судами, закрепленная в приведенной статье 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не исключает необходимости соблюдения особого требования, предусмотренного статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой право на подписание и подачу административного иска в суд в интересах иных лиц должно быть специально оговорено законом.
Между тем, в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и иных законах, право саморегулируемой организации на подачу административного иска в суд в интересах отдельного ее члена по оспариванию конкретного ненормативного решения органа государственной власти не предусмотрено.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции о том, что поданный саморегулируемой организацией Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в интересах кадастрового инженера Оракова А.Б. административный иск к Управлению Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике подлежит возврату, являются законными и обоснованными.
Кроме того, указанный административный иск представлен посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", административный иск сформирован в виде электронного образа документа, изготовленного и подписанного на бумажном носителе генеральным директором СРО "Кадастровые инженеры юга" Высокинской Г.Д, подписан простой электронной подписью представителя по доверенности Лавренова К.В.
Несоблюдение изложенного в части 9 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования, согласно которому административный иск, поступивший в электронном виде и содержащий ходатайство о применении мер предварительной защиты, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, подтверждено в суде апелляционной инстанции, что также послужило основанием для оставления без изменения определения судьи о возврате административного иска заявителю.
Полагаю выводы суда первой и апелляционной инстанций, положенные в основу возвращения административного иска заявителю, верными, соответствующими требованиям процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах, оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2020 г. и апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу саморегулируемой организации Ассоциация "Кадастровые инженеры юга" в интересах Оракова А.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.