Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей: Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Бекоевой Светланы Анатольевны, Короевой Светланы Михайловны, Кокоева Баско Валерьевича, Тахоховой Елены Викторовны, Техова Инала Викторовича, Техова Кахабера Федоровича, Сохиева Игоря Владимировича, Дулаева Гаврила Олеговича, Абисалова Сергея Хаджибатровича, Загаговой Фатимы Владимировны, Мамиевой Оксаны Олеговны, Сабановой Эллы Артуровны, Калоевой Анны Александровны, Цалоевой Дзерасы Сослановны, Дзарахоховой Виктории Маратовны к ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" МЗ Республика Северная Осетия-Алания о признании незаконными карт специальной оценки условий труда, по кассационной жалобе ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" МЗ Республика Северная Осетия-Алания на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В, выслушав объяснения Кокова Баско Валерьевича, Мамиевой Оксаны Олеговны, Дзарахоховой Виктории Маратовны, Калоеву Анну Александровну, возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 07 августа 2019 года отказано в удовлетворении исковых требований Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоева Б.В, Тахоховой Е.В, Техова И.В, Техова К.Ф, Сохиева И.В, Дулаева Г.О, Абисалова С.Х, Загаговой Ф.В, Мамиевой О.О, Сабановой Э.А, Калоевой А.А, Цалоевой Д.С, Дзарахоховой В.М. к ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава Республика Северная Осетия-Алания о признании незаконной карты специальной оценки условий труда; о признании незаконными условий дополнительного соглашения к трудовому договору; об обязании восстановить с 01.01.2019 надбавку за вредные условия труда по трудовому договору и произвести перерасчет за указанный период; взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года принят отказ Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоева Б.В, Тахоховой Е.В, Техова И.В, Калоевой А.А, Техова К.Ф, Дзарахоховой В.М, Сохиева И.В, Дудаева Г.О, Мамиевой О.О, Абисалова С.Х, Сабановой Э.А, Цалоевой Д.С, Загаговой Ф.В. к ГБУЗ "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы" М3 РСО-Алания от исковых заявлений в части требования о признании незаконной карты специальной оценки условий труда. Производство по делу в указанной части прекращено.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года решение суда первой инстанции от 07 августа 2019 года отменено в части оставления без удовлетворения требований Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоева Б.В, Тахоховой Е.В, Техова И.В, Калоевой А.А, Техова К.Ф, Дзарахоховой В.М, Сохиева И.В, Сабановой Э.А, Цалоевой Д.С, Загаговой Ф.В, Дудаева Г.О, Мамиевой О.О, Абисалова С.Х. к ГБУЗ "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы" М3 РСО-Алания о признании незаконными условий дополнительных соглашений к трудовым договорам; обязании восстановить надбавку за вредные условия труда по трудовому договору.
В отменённой части принято новое решение, которым условия дополнительных соглашений от 26 марта 2019 года к трудовым договорам между ГБУЗ "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы" М3 РСО-Алания и Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоевым Б.В, Тахоховой Е.В, Теховым И.В, Калоевой А.А, Теховым К.Ф, Дзарахоховой В.М, Сохиевым И.В, Дудаевым Г.О, Мамиевой О.О, Абисаловым С.Х, Сабановой Э.А, Цалоевой Д.С, Загаговой Ф.В. п. 4, п.п. 4.1, в части установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12 % от оклада, признаны недействительными;
на ГБУЗ "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы" М3 РСО-Алания возложена обязанность восстановить Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоевым Б.В, Тахоховой Е.В, Теховым И.В, Калоевой А.А, Теховым К.Ф, Дзарахоховой В.М, Сохиевым И.В, Дудаевым Г.О, Мамиевой О.О, Абисаловым С.Х, Сабановой Э.А, Цалоевой Д.С, Загаговой Ф.В. с 01.01.2019 надбавку (компенсационные выплаты) за вредные условия труда в размере 24 % от оклада в соответствии с трудовыми договорами.
В пользу каждого истца: Бекоевой С.А, Короевой С.М, Кокоевым Б.В, Тахоховой Е.В, Теховым И.В, Калоевой А.А, Теховым К.Ф, Дзарахоховой В.М, Сохиевым И.В, Дудаевым Г.О, Мамиевой О.О, Абисаловым С.Х, Сабановой Э.А, Цалоевой Д.С, Загаговой Ф.В. с ГБУЗ "Республиканское Бюро судебно-медицинской экспертизы" М3 РСО-Алания взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В остальной части решение Советского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 07 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" МЗ Республика Северная Осетия-Алания просит об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученной по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что все истцы состоят в трудовых отношениях ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава РСО-Алания, с каждым из них заключен трудовой договор, по условиям которого каждому из них установлена ежемесячная надбавка за вредные условия труда в размере 24%.
В марте 2019 года работодатель предложил истцам заключить дополнительное соглашение к трудовому договору со снижением размера надбавки до 12%, выплата в таком размере производилась с января 2019 года, основанием для этого явились результаты специальной оценки условий труда в ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" Минздрава РСО-Алания, выполненного 19.10.19 Обществом с ограниченной ответственностью "Центр охраны труда-Тула".
Разрешая исковые требования истцов о признании незаконными условия дополнительного соглашения от 26 марта 2019 года к трудовым договорам между работодателем (ответчиком) и работниками (истцами) (п. 4, п. 4.1), об обязании ответчика восстановить с 01 января 2019 года надбавку за вредные условия труда в размере 24 % по трудовому договору, отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности действий ответчиков, указав на то, что согласно заключению СОУТ N "данные изъяты" от 19 октября 2018 года ООО "Центр охраны труда - Тула" условиям труда истцов установлен класс вредности условий труда - 3.3, то есть меньше, чем был определён им ранее (4 класс), а потому работодатель был вправе уменьшить размер компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда.
При этом суд, сославшись на заключение Министерства труда и социального развития РСО-Алания от 25.06.2019, указал на отсутствие оснований для признания карт специальной оценки условий труда истцов и заключения СОУТ N "данные изъяты" от 19 октября 2018 года недействительными.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь статьей 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ, указала на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на то, что обязанность по предоставлению доказательств об улучшении условий труда истцов, по сравнению с существовавшими во время проведения аттестации рабочих мест (установления 4 класса вредных условий труда), и установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 24 % от оклада, лежит на работодателе.
В нарушение требований статьи 57 ТК РФ ответчик таких доказательств суду не представил.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с апелляционным определением.
До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N726.
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
С 1 января 2014 г. отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При этом переходными положениями ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (ч.3 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ).
Приведенные нормы материального права, определяющие порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда, а также предоставление работникам по результатам указанной оценки различных гарантий и компенсаций, судом первой инстанции применены не были, вопрос о том, изменились ли условия труда истцов на дату проведения специальной оценки условий труда (июль - ноябрь 2018 года) по сравнению с условиями труда на рабочем месте, которые явились основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (выплата 24% от оклада за работу во вредных условиях труда, судом не исследовался.
В то же время, в силу статьи15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ обязанность по предоставлению доказательств, обосновывающих законность уменьшения компенсационных выплат (компенсационных мер), в частности доказательств, что условия труда истцов улучшились по сравнению с существовавшими во время проведения аттестации рабочих мест (установления 4 класса вредных условий труда), и установления компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда в размере 12% от оклада, лежит на работодателе (ответчике). Ответчиком такие доказательства не представлены.
Кроме того, из материалов дела следует, что между работодателем и работниками достигнуто соглашение о доплате работникам, в том числе истцам, с 01.01.2019 года за работу во вредных условиях труда по классу вредности 3.3 надбавки в размере 24% от должностного оклада.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле протоколом открытого профсоюзного собрания ГБУЗ "РБСМЭ" М3 РСО-Алания "данные изъяты" "А" от 30 ноября 2018 года; изменениями (дополнениями) в коллективный договор, принятыми 11.12.2018; приказом начальника ГБУЗ "РБСМЭ" М3 РСО-Алания N "данные изъяты" "Д" от 12.12.2018.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, поскольку они основаны на материалах дела, установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении закона.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки, и на иное толкование норм законодательства, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" МЗ Республика Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий подпись С.В. Черчага
Судьи подпись Т.В. Камышова
подпись Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.