Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малоиван Н.Н. к ГУ - Ставропольское региональное отделение ФСС России, филиал N 8 о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за приобретенное технического средства реабилитации инвалида, об обязании выплатить компенсацию за приобретенное технического средства реабилитации инвалида и взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ГУ - Ставропольское региональное отделение ФСС России, филиал N 8 на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 16 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовй Т.В, выслушав представителя ГУ - Ставропольское региональное отделение ФСС России, филиал N 8- Зуеву В.А, действующего на основании доверенности от 27 ноября 2019 года, судебная коллегия
установила:
решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 16 апреля 2019 года, оставленным без изменения и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года удовлетворены исковые требования Малоиван Н.Н. к ГУ - Ставропольское региональное отделение ФСС России, филиал N 8 о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за приобретенное технического средства реабилитации инвалида, об обязании выплатить компенсацию за приобретенное технического средства реабилитации инвалида и взыскании компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе ГУ - Ставропольское региональное отделение ФСС России поставлен вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 181-ФЗ).
Как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 181-ФЗ, медицинская реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 181-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Д.Д.Я. являясь инвалидом с детства относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки, предусмотренные положениями Федерального закона от24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку имеет заболевание: "данные изъяты". Передвижение по квартире и вне дома осуществляется только на коляске.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида к акту освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ в период проведения мероприятий реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ по 25.08.2017определена нуждаемость Д.Д.Я. кресле-коляске комнатной прогулочной с ручным приводом ширина сидения 34-41 см, глубина сидения 35-40 см, высота спинки 72-75 см, угол наклона сидения (фиксация) примерно 20 гр, угол наклона спинки до 130 гр, расстояние от сидения до подножки максимально примерно 39 см, подголовник, пяточный ремень, отводящий абдуктор, штаны для фиксации таза, ремень для фиксации таза, вкладки для изменения ширины сидения.
В феврале 2017 года матерью Д.Д.С..- Д.В.В. самостоятельно была приобретена кресло-коляска "HoggiBingoEvolution" стоимостью 230000 рублей, соответствующая техническим параметрам, указанным в ИПР.
Фонд социального страхования за приобретенное техническое средство реабилитации кресло-коляска прогулочная с ручным приводом для детей, возмести расходы частично в сумме 37253 рубля 90 копеек, исходя из стоимости технического средства реабилитации, определенного государственным контрактом.
Разрешая спор, суды первой инстанции и апелляционной инстанции руководствовались положениями статьями 9-11.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом заключения проведенной по делу комиссионной судебно-медицинской экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из того, что при рассмотрении дела не установлен факт отказа истца от обеспечения креслом-коляской, являющийся основанием для отказа в удовлетворении требования о компенсации размера стоимости технического средства, приобретенного самостоятельно, пришли к выводу о признании незаконным отказа Государственного учреждения- Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате в полном размере компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации инвалида с Д.Д.С. и возложил обязанность на Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить инвалиду с детства Д.Д.С. недополученную компенсацию за самостоятельное приобретенное техническое средство реабилитации инвалида с детства в размере 197 126 рублей, путем перечисление указанных средств на лицевой счет инвалида.
Судебная коллегия по гражданским Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с правомерностью и обоснованностью выводов судов об удовлетворении исковых требований.
Суда пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что том, что в данном конкретном случае невозможно определить размер компенсации по аналогичности технического средства реабилитации самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, так как предлагаемое кресло- коляска "Старт" (Комплект 15), взятая за основу при выплате ответчиком компенсации не соответствует техническим характеристикам средства указанным в ИПР.
Вместе с тем, кресло коляска "HoggiBingoEvolution" самостоятельно приобретенная для инвалидапо своих характеристикам соответствует характеристикам технического средства реабилитации рекомендованного в ИПР - карте N от 18 ноября 2013 года.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 ГК РФ, суд первой инстанции, установив, что в связи с незаконным отказом ответчика в выплате компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, истцу причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользуистицыкомпенсации причиненного морального вреда в размере 5000 рублей.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального или процессуального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и свидетельствуют о несогласии с судебными постановлениями по существу содержащихся в них выводов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 16 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 ноября 2019 года
оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.