Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Кедриной О.В, Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Цечоевой Я.М. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета членов семьи, обязании отменить данный протокол, о признании необоснованным и незаконным отказ в выделении жилого помещения по договору социального найма, и об обязании выделить жилое помещение, по кассационной жалобе и дополнении к ней представителя истца Цечоевой Я.М. - Даурбекова Б.М, действующего на основании доверенности, на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цечоева Я.М. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета членов семьи, обязании отменить данный протокол, о признании необоснованным и незаконным отказ в выделении жилого помещения по договору социального найма, и об обязании выделить жилое помещение.
В обоснование исковых требований Цечоева Я.М. указала, что в марте 1997 года ее отец Цечоев М.М, милиционер полка ППСМ при МВД по Республике Ингушетия, возвращаясь со службы, погиб. У него осталось двое детей. Мать их бросила, брат в дальнейшем умер по болезни, а она была удочерена тетей Цечоевой М.М. Еще при жизни ее отец был принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Своего жилья она не имеет, проживает с тетей. Ей, как члену семьи погибшего сотрудника, должно было быть выделено жилье во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилье не выделено.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2019 года, исковые требования Цечоевой Я.М. удовлетворены, признан незаконным протокол заседания ЖБК МВД по Республике Ингушетия от 12 апреля 2019 года N5 о снятии с учета членов семьи Цечоева М.М. и отменен указанный протокол; признан незаконным отказ в выделении Цечоевой Я.М. жилья по договору социального найма, изложенный в письме МВД по Республике Ингушетия от 16 апреля 2019 года; на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность по предоставлению Цечоевой Я.М. жилья по договору социального найма площадью 33 кв.м. в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 сентября 2019 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 29 мая 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цечоевой Я.М. отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней представителя истца Цечоевой Я.М. - Даурбекова Б.М. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Цечоевой Я.М, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, статей 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года N451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", статьи 54 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что МВД по Республике Ингушетия без каких-либо законных оснований не выполняло обязанность по обеспечению членов семьи Цечоева М.М. жилым помещением, право на которое у них возникло со дня смерти последнего и подлежало реализации в течение одного года. Суд также указал, что фактического улучшения жилищных условий у Цечоевой Я.М. не наступило, поскольку имеющаяся в ее собственности квартира не отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям, о чем свидетельствует акт обследования жилищно-бытовых условий N 34 от 20 мая 2019 года, составленный комиссией администрации г.п. Сунжа. Кроме того, у жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия отсутствовали правовые основания для снятия Цечоевой М.М, удочерившей Цечоеву Я.М, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку она имеет троих детей.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, ссылаясь на пункт 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал на наличие у Цечоевой Я.М. на праве собственности жилого помещения площадью 51, 8 кв.м, в связи с чем пришел к выводу о правомерности снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований для постановки на учет. При этом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия указала, что кроме земельного участка, выделенного Цечоевой М.М. для индивидуального жилищного строительства, ей на праве собственности в период с 23 марта 2015 года по 15 июня 2015 года принадлежало жилое помещение площадью 42, 1 кв.м, в связи с чем указанные обстоятельства являются основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение принято без нарушений норм материального и процессуального права и соглашается с ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 года N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Из выписки из ЕГРН от 2 марта 2019 года следует, что Цечоевой Я.М. на основании договора купли-продажи от 12 марта 2016 года на праве собственности принадлежит квартира площадью 51, 8 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Как следует из выписки из ЕГРН от 1 марта 2019 года, постановлением Администрации Сунженского района от 4 сентября 2008 года N446 Цечоевой М.М, удочерившей Цечоеву Я.М, выделен земельный участок площадью 800 кв.м. под индивидуальное строительство, право собственности зарегистрировано 26 октября 2011 года, дата государственной регистрации прекращения права - 23 июля 2012 года. Кроме того, на основании договора купли-продажи от 19 марта 2015 года Цечоевой М.М. на праве собственности принадлежало жилое помещение площадью 42, 1 кв.м. расположенное по адресу: "адрес", право собственности зарегистрировано 23 марта 2015 года, дата государственной регистрации прекращения права - 15 июня 2015 года.
Указанное свидетельствует о наличии у ответчика оснований для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы кассационной жалобы заявителя об обязанности ответчика предоставления семье погибшего сотрудника органа внутренних дел жилого помещения не позднее одного года со дня его гибели являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий(статья 1).
Статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено право сотрудников органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В части 2 данной статьи определены условия, при которых предоставляется единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях также членам семьи и родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ была дополнена частью 10, согласно которой положения части 3 статьи 4 и статьи 5 настоящего Федерального закона распространяются на членов семьи сотрудников, погибших (умерших) в период с 1 марта 2005 года по 31 декабря 2011 года вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Учитывая, что Цечоев М.М. погиб при выполнении служебных обязанностей до вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, указанные социальные гарантии на членов его семьи не распространяется.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, при этом доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу.
Выводы суда апелляционной инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнение к ней представителя истца Цечоевой Я.М. - Даурбекова Б.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Минеева В.В.
Судьи Кедрина О.В.
Мурзакова Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.