Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зевакина Юрия Яковлевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю и Отделу Министерства внутренних дел России по городу Кисловодску Ставропольского края о признании незаконным приказа в части расчета выслуги лет для назначения пенсии, включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зевакин Ю.Я. обратился в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю и Отделу Министерства внутренних дел России по городу Кисловодску Ставропольского края о признании незаконным приказа в части расчета выслуги лет для назначения пенсии, включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
Обращаясь в суд Зевакин Ю.Я. указал, что проходил службу в органах внутренних дел на должностях, дающих право на льготное исчисление выслуги лет - один месяц службы за полтора месяца, в том числе с 30 сентября 2004 года по 3 апреля 2009 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания ОВД г. Кисловодска ГУВД Ставропольского края; с 30 июня 2011 года по 23 августа 2014 года в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по г. Кисловодску ГУ МВД России по СК. Однако данные периоды ответчики не включили в льготное исчисление, сославшись на то, что указанные периоды службы истца в расчет стажа службы в льготном исчислении выслуги лет при назначении пенсии не включены приказом МВД РФ N 868 от 20 декабря 2016 года "Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий". Истец считает, что в оспариваемые периоды, в соответствии с должностными инструкциями и должностными регламентами, в его должностные обязанности входили обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указывает, что занимаемые им должности соответствовали требованиям абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления от 22 сентября 1993 года N 941, в редакции Постановления Правительства РФ действующей на момент спорных правоотношений, в связи с чем возможность льготного исчисления его выслуги лет прямо предусмотрена законом. Следовательно, ответчики обязаны засчитать указанные периоды его службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года требования Зевакина Ю.Я. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
Зевакин Ю.Я. проходил службу в органах внутренних дел с проходил службу в органах внутренних дел в период с 7 сентября 1999 года в должностях, дающих право на льготное исчисление.
Приказом Отдела МВД России по г. Кисловодску от 30 октября 2018 года N л/с с Зевакиным Ю.Я. 30 октября 2018 года расторгнут контракт и он уволен с должности инспектора (дорожно-патрульной службы) отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД отдела МВД России по г. Кисловодску по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами "а" и "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 имеют лица рядового и начальствующего составов, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской от 12 ноября 2003 года N 684 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Разрешая заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенными нормативными актами и исходя из обстоятельств непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях поименованных в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, утратившим силу с 20 декабря 2016 года, пришли к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периодов службы истца: с 30 сентября 2004 года по 3 апреля 2009 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания ОВД г. Кисловодска ГУВД Ставропольского края, с 30 июня 2011 года по 23 августа 2014 года в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по г. Кисловодску ГУ МВД России по СК.
Данные выводы суда первой инстанции согласуются и с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2012 года N АКПИ12-1138).
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в спорные периоды истец нес службу в должностях, не предусмотренных Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Действующие в спорный период нормативные акты - подпункт "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690, а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, в редакции, действовавшей до 3 августа 2006 года, единственным условием для льготного исчисления выслуги лет милиционерам и старшинам изолятора временного содержания предусматривал непосредственно осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре изолятора временного содержания, законодатель не предусматривал.
В кассационной жалобе ответчик вновь ссылается на доводы, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции при кассационном производстве.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Нурмухаметова Р.Р.
Фахретдинова Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.