Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Минеевой В.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушко Андрея Владимировича к Отделу Министерства внутренних дел России по Арзгирскому району Ставропольского края и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить пенсии за выслугу лет с момента назначения
по кассационной жалобе Отдела Министерства внутренних дел России по Арзгирскому району Ставропольского края и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителя ОМВД РФ по Арзгирскому району СК и ГУ МВД РФ по СК Дыкань С.А, действующей на основании доверенностей соответственно N 2 от 14 января 2020 года и N 78 от 10 января 2020 года, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сушко А.В. обратился в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Отделу МВД России по Арзгирскому району Ставропольского края и Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить пенсии за выслугу лет с момента назначения.
Обращаясь в суд Сушко А.В. указал, что проходил службу в органах внутренних дел на должностях, дающих право на льготное исчисление выслуги лет - один год службы за полтора года, в том числе: с 10 июня 1997 года по 1 июля 1999 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Арзгирского РОВД УВД Ставропольского края, с 29 августа 1999 года по 1 апреля 2000 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Арзгирского РОВД УВД Ставропольского края, с 10 апреля 2003 года по 23 марта 2005 года в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС подозреваемых и обвиняемых Арзгирского ОВД ГУВД Ставропольского края, с 23 сентября 2005 года по 2 июля 2011 года в должности милиционера охранно-конвойной службы ИВС подозреваемых и обвиняемых Арзгирского ОВД ГУВД Ставропольского края. Однако данные периоды службы ответчики не включили в льготное исчисление, сославшись на то, что замещаемые истцом в указанные периоды службы должности не указаны в перечне должностей, утвержденного приказом МВД РФ N 868 от 20 декабря 2016 года "Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий". Истец считает, что в оспариваемые периоды в его должностные обязанности входили обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указывает, что занимаемые им должности соответствовали требованиям абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 постановления от 22 сентября 1993 года N 941, в связи с чем возможность льготного исчисления его выслуги лет прямо предусмотрена законом.
Следовательно, указанные периоды службы подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Решением Арзгирского районного суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года требования Сушко А.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 мая 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отдела МВД России по Арзгирскому району Ставропольского края и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
Сушко А.В. проходил службу в органах внутренних дел с 3 марта 1995 года в должностях, дающих право на льготное исчисление.
Приказом Отдела МВД России по Арзгирскому району от 8 ноября 2018 года N 68 л/с с Сушко А.В. с 18 декабря 2018 года расторгнут контракт и уволен с должности старшего полицейского (конвоя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Арзгирскому району по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами "а" и "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 имеют лица рядового и начальствующего составов, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Постановлением Правительства Российской от 12 ноября 2003 года N 684 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824 абзац 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Разрешая заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь приведенными нормативными актами и исходя из обстоятельств непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях поименованных в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, утратившим силу с 20 декабря 2016 года, пришли к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периодов службы истца: с 10 июня 1997 года по 1 июля 1999 года, с 29 августа 1999 года по 1 апреля 2000 года, с 10 апреля 2003 года по 23 марта 2005 года, с 23 сентября 2005 года по 2 июля 2011 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Арзгирского ОВД ГУВД Ставропольского края.
Данные выводы суда первой инстанции согласуются и с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2012 года N АКПИ12-1138).
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что в спорные периоды истец нес службу в должностях, не предусмотренных Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Действующие в спорный период нормативные акты - подпункт "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690, а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, в редакции, действовавшей до 3 августа 2006 года, единственным условием для льготного исчисления выслуги лет милиционерам и старшинам изолятора временного содержания предусматривал непосредственно осуществление в соответствии с должностными инструкциями функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре изолятора временного содержания, законодатель не предусматривал.
В кассационной жалобе ответчик вновь ссылается на доводы, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами нижестоящих судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции при кассационном производстве.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арзгирского районного суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 мая 2020 года - отменить.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Минеева В.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.