Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Белоусовой Ю.К, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курзенева Евгения Алексеевича к Государственному учреждению -Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по инвалидности и назначении пенсии со дня обращения
по кассационной жалобе Курзенева Евгения Алексеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, выслушав Курзенева Е.А, поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя пенсионного органа с использованием видеоконференц-связи при содействии Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики, судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Курзенев Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным решения об отказе назначения пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и назначения пенсии со дня обращения, с 26 декабря 2019 года.
Обращаясь в суд, Курзенев Е.А. указал, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением от 25 апреля 1991 года, также удостоверением ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданным Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики от 9 июля 2018 года.
Проживал в г. Горловка Донецкой области Украины, с 2015 года проживает с семьей в г. Черкесск, является гражданином Российской Федерации.
Пенсионный орган отказал в назначении пенсии по инвалидности, поскольку истец не признан инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами.
Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", переселившимся с территории Украины на территорию Российской Федерации для постоянного проживания гарантируются меры социальной поддержки участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу статьи 11 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" документы, выданные на территории СНГ, принимаются без легализации. Дополнительные или повторные медико-санитарные экспертизы по установлению (подтверждению) инвалидности не требуется.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 5309 - АО "О порядке освидетельствования и переосвидетельствования граждан, прибывающих из государств ближнего зарубежья", граждане, имеющие статус инвалида, обязаны проходить переосвидетельствование в Российской Федерации. В случае установления инвалидности бессрочно и по месту прежнего жительства инвалидам была назначена пенсия, то они не подлежат контрольному освидетельствованию.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 сентября 2019 года требования Курзенева Е.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 декабря 2019 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований Курзенева Е.А.
В кассационной жалобе Курзенева Е.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 декабря 2019 года, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Рассматривая дело и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции указал, что документы, выданные истцу на Украине и подтверждающие его инвалидность 2 группы по заболеваниям, связанным с выполнением военной службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, действительны, в связи с чем подлежат принятию к исполнению на территории Российской Федерации без легализации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и отменил.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Курзенева Е.А, судебная коллегия исходила из отсутствия международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Украина о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты инвалидов.
При этом указала, что истец прошел медико-социальную экспертизу в экспертном составе смешанного профиля, согласно заключению которого установлена вторая группа инвалидности с формулировкой "общее заболевание". Руководствуясь положениями соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, суд пришел к выводу о том, что у пенсионного органа оснований для назначения пенсии истцу как ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС не имелось.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса РФ).
Между тем, международных договоров между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также легализации экспертных заключений по Чернобыльской катастрофе не заключалось, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Украины на территории Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что когда группа инвалидности установлена без указания срока переосвидетельствования, включая право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, и по месту прежнего жительства инвалидам была назначена пенсия, то согласно пункту 30 Положения о признании лица инвалидом они не подлежат контрольному освидетельствованию, что необжалование заключения медико-социальной экспертизы не имеет правого значения в данном случае, отклоняются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления исходя из доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курзенева Евгения Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Белоусова Ю.К.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.